Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 540"
(подготовлен Минпромторгом России 05.12.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 540" (далее - проект постановления, Постановление N 540) разработан в соответствии с обращением Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы "Федерация лабораторной медицины" и направлен на исключение мер контроля в отношении аналитических (стандартных) образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - Перечень).
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ) в отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона N 3-ФЗ в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV Перечня, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные Законом N 3-ФЗ. Порядок применения мер контроля в отношении таких препаратов установлен Постановлением N 540.
Подведомственные Минпромторгу России предприятия выпускают аналитические (стандартные) образцы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV Перечня (далее - образцы), как собственно в виде чистых веществ, так и в виде растворов в органических растворителях (метанол либо ацетонитрил).
В связи с тем, что образцы в виде растворов в органических растворителях содержат, как правило, не более 1 мг подконтрольного вещества, а также не представляют значительной опасности в случае злоупотребления ими, представляется целесообразным исключить некоторые меры контроля, установленные Законом N 3-ФЗ, в отношении таких образцов.
Вместе с тем в целях соблюдения требований, установленных наднациональными актами, и для минимизации рисков нецелевого использования предлагается сохранить в отношении образцов такие меры контроля как:
государственная монополия на изготовление и ввоз (вывоз) указанных препаратов с малым содержанием наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня, а также ввоз (вывоз) указанных препаратов с малым содержанием прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV перечня (абзацы 6, 8 и 9 пункта 1 статьи 5 Закона N 3-ФЗ);
запрет пересылки в почтовых отправлениях, в том числе международных, а также пересылки под видом гуманитарной помощи, за исключением случаев, когда при чрезвычайных ситуациях указанные препараты направляются в конкретные субъекты Российской Федерации в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации (статья 22 Закона N 3-ФЗ);
реализация (продажа, передача) указанных препаратов с малым содержанием наркотических средств и психотропных веществ одним юридическим лицом другому юридическому лицу для дальнейших использования в научных, учебных целях и экспертной деятельности и при медицинском освидетельствовании на основании соответствующего договора (статья 23 Закона N 3-ФЗ, пункт 20 Правил распределения, реализации и отпуска наркотических средств и психотропных веществ, а также реализации и отпуска их прекурсоров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 г. N 1871);
лицензирование ввоза (вывоза) указанных препаратов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статья 28 Закона N 3-ФЗ, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования");
представление юридическими лицами, осуществляющими ввоз (вывоз) указанных препаратов, квартальных отчетов о количестве ввезенных (вывезенных) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в указанных препаратах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 37 Закона N 3-ФЗ).
Принятие проекта постановления потребует внесения изменений в приказ Минздрава России от 26 ноября 2021 г. N 1102н "Об утверждении предельно допустимого количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля" в целях установления предельно допустимых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в образцах.
Анализ правоприменительной практики указывает на возможность принятия проекта постановления.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.