Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688"
(подготовлен Минпромторгом России 07.12.2023 г.)
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688" (далее - проект постановления, Постановление N 688) предусматривается внесение ряда изменений в утвержденные Постановлением N 688:
перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации (далее - Перечень ОКПД);
перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию (далее - Перечень ТНВЭД, коды ТНВЭД).
1. Согласно приказу Росстандарта от 29 декабря 2018 г. N 1190-ст (далее - Приказ) код ОКПД2 "32.50.50.000 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" (далее - код ОКПД2 "32.50.50.000") с 1 января 2021 г. был аннулирован.
При этом согласно Приказу классификатор был дополнен новыми кодами ОКПД, соответствующими медицинским изделиям, ранее классифицируемым в коде ОКПД2 "32.50.50.000", в том числе кодом ОКПД2 "32.50.50.190 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки" (далее - код ОКПД2 "32.50.50.190").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2023 г. N 1513 в Перечень ОКПД внесен код ОКПД2 "32.50.50.190" с условием применения только в отношении пеленок (простыней) впитывающих одноразовых, пеленок медицинских впитывающих, одноразовых для ухода за взрослыми, детьми и новорожденными, подгузников детских медицинских; подгузников для взрослых, прокладок урологических.
Однако с учетом того, что код ОКПД2 "32.50.50.190" был детализирован из кода ОКПД2 "32.50.50.000", его включение в Перечень ОКПД в полном объеме не приведет к расширению номенклатуры медицинских товаров, которым будет предоставляться преференция в виде пониженной ставки НДС.
При этом одновременное дополнение Перечня ТНВЭД новыми кодами ТНВЭД не требуется, так как для медицинских товаров, классифицируемых ранее с кодом ОКПД2 "32.50.50.000", соответствующие коды ТНВЭД присутствуют.
Дополнение новыми кодами ТНВЭД приведет к расширению номенклатуры медицинских товаров, которым будет предоставляться преференция в виде пониженной ставки НДС, что повлечет увеличение выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проектом постановления предусмотрено его распространение на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г., в целях обеспечения возможности возврата юридическими лицами, осуществлявшими ввоз и реализацию медицинских изделий, классифицируемых кодом ОКПД2 "32.50.50.190", излишне уплаченного НДС в период правового пробела.
2. Проектом постановления предусматривается дополнение раздела I "Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции" Перечня ТНВЭД позициями:
"Средства для ухода за кожей прочие 3304 99 000 0*";
"Продукция, содержащая никотин и предназначенная для поступления никотина в организм человека
2404 91 000 1
2404 91 000 2
2404 91 000 9
2404 92 000 0
2404 99 000 0".
Указанные изменения вносятся по следующим причинам.
В настоящий момент позиция "Средства для ухода за кожей прочие 3304 99 000 0*" находится в разделе II "Медицинские изделия" Перечня ТНВЭД.
Согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Товарная номенклатура), утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. N 80, под кодом ТНВЭД 3304 99 000 0 классифицируется прочая продукция, относящаяся к коду ТНВЭД 3304 "Косметические средства или средства для макияжа и средства для ухода за кожей (кроме лекарственных), включая средства против загара или для загара; средства для маникюра или педикюра".
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 марта 2023 г. N 44 "О классификации поливитаминных, витаминных препаратов и поливитаминных комплексов в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" Коллегия Евразийской экономической комиссии разъяснила, что препараты для наружного применения (например, в виде крема), предназначенные для ухода за кожей (в том числе для ее увлажнения, заживления, восстановления при повреждениях(ранах, трещинах, солнечных и термических ожогах)), содержащие в качестве активного действующего вещества производное витамина и вспомогательные вещества, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры 1 и 6 классифицируются в субпозиции 3304 99 000 0 Товарной номенклатуры.
В связи с этим таможенные органы классифицируют ввозимые зарегистрированные лекарственные препараты в лекарственных формах для наружного применения под кодом ТНВЭД 3304 99 000 0, что не позволяет юридическим лицам использовать преференцию в виде пониженной налоговой ставки ввиду того, что соответствующий код ТНВЭД находится в разделе II Медицинские изделия Перечня ТНВЭД, а не в разделе I Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции.
В связи с этим соответствующая позиция также вносится в раздел I Перечня ТНВЭД.
C 1 января 2022 г. вся продукция, которая доставляет никотин в организм человека, стала классифицироваться в рамках группы 2404 Товарной номенклатуры, при этом соответствующие коды ТНВЭД в Перечне ТНВЭД отсутствуют, в связи с чем юридические лица, осуществляющие ввоз зарегистрированных лекарственных препаратов для поддержки людей при отказе от курения более не могут использовать преференцию в виде пониженной налоговой ставки. До 1 января 2022 г. при ввозе вышеуказанной продукции юридические лица использовали включенные в Перечень ТНВЭД коды ТНВЭД 2106 90 980 1, 3004 и 3824.
С учетом изложенного раздел I Перечня ТНВЭД дополняется новыми кодами ТНВЭД, в рамках которых классифицируется вышеуказанная продукция.
Анализ правоприменительной практики указывает на возможность принятия проекта постановления.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.