Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 12.12.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) подготовлен в инициативном порядке в целях приведения нормативных правовых актов, регулирующих порядки предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в соответствие с положениями норм части 9 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предусматривающими требование к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг - исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Кроме того, в целях оптимизации процесса предоставления гражданам, подвергшимся воздействию радиации, мер социальной поддержки в формате "Социального казначейства" проектом постановления предлагается сведения о гражданстве Российской Федерации, которые заявитель представляет в настоящее время в отношении себя лично, получать из ФНС России (единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. При этом в отношении детей в возрасте до 18 лет сведения о гражданстве Российской Федерации представляются заявителем в прежнем порядке - посредством подтверждающего документа.
Проектом постановления предлагается внести соответствующие изменения в следующие нормативные правовые акты, определяющие порядки предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации:
1. постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1993 г. N 101 "О порядке предоставления дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС";
2. постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607 "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление N 607);
3. постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 717 "Об утверждении Правил предоставления ежемесячной компенсации на питание детей, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
4. постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 869 "Об утверждении Правил предоставления гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
5. постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. N 882 "О мерах социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Постановление N 882);
6. постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление N 907);
7. постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой";
8. постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 588 "Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
9. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. N 24 "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации".
Кроме того, в целях оптимизации процесса предоставления отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации, в том числе членам семей, потерявшим кормильца, ежегодных компенсаций, предусмотренных им Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-I), предлагается внести изменения в Правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденные Постановлением N 907 (далее - Правила N 907), в части предоставления данным гражданам ежегодных компенсаций.
Так, Законом N 1244-1 предусмотрены следующие виды ежегодных компенсаций:
ежегодная компенсация за вред здоровью, предусмотренная статьей 39 Закона N 1244-I, инвалидам из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона N 1244-I;
ежегодная компенсация на оздоровление, предусмотренная пунктом 13 статьи 17 и статьей 40 Закона N 1244-I, гражданам, указанным соответственно в пунктах 6 и 11, в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона N 1244-I;
ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренная частью третьей статьи 41 Закона N 1244-I.
В вышеуказанных целях проектом постановления предлагается предоставлять территориальным органам СФР в беззаявительном порядке поименованные ежегодные компенсации без дополнительного ежегодного обращения граждан в территориальные органы СФР в случае, если такие компенсации были предоставлены гражданину (детям, потерявшим кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) за предыдущий период. При этом решение о предоставлении ежегодной компенсации в беззаявительном порядке будет приниматься территориальными органами СФР ежегодно, до 1 апреля года, в котором предоставляется компенсация.
Сведения, запрашиваемые территориальными органами СФР, и источники их получения, необходимые для предоставления гражданам ежегодных компенсаций, содержатся в Правилах N 907.
Предусмотренные проектом постановления изменения в этой части позволят упростить и сделать более удобным получение предусмотренных Законом N 1244-1 ежегодных компенсаций, обеспечить более эффективное администрирование этих мер социальной поддержки и администрирование средств, выделяемых на их обеспечение из бюджета Российской Федерации.
Одновременно проектом постановления предлагается дополнить Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденный Постановлением N 607, положениями в части перечня документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, позицией, предусматривающей представление сведений о факте обучения по очной форме в общеобразовательной организации либо профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - для детей, достигших 18-летнего возраста, но не более чем до достижения ими возраста 25 лет.
Кроме того, проектом постановления предлагается признать отдельные позиции перечней документов (сведений), необходимых для предоставления мер социальной поддержки, содержащихся в порядках предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утратившими силу.
Предлагаемое изменение позволит упростить для граждан, подвергшихся воздействию радиации, процесс предоставления мер социальной поддержки гражданам в связи с их выездом на момент аварии на Чернобыльской АЭС с территорий, отнесенных впоследствии перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к территории зоны отчуждения (отселения), а также эвакуацией с территории зоны отчуждения.
Статус данных граждан подтвержден удостоверением единого образца. В этой связи представление гражданами, статус которых уже подтвержден соответствующим удостоверением, справок о выезде (эвакуации) с указанных территорий представляется излишним для предоставления им мер социальной поддержки.
Проектом постановления также предлагается признать утратившими силу некоторые акты и отдельные положения некоторых актов Правительства Российской Федерации.
Согласно внесенным Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Закон N 388-ФЗ) в Закон N 1244-I изменениям, пункт 7 части первой его статьи 18, распространенный Законом N 1244-I на граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, был изложен в новой редакции, заменившей предоставление указанным гражданам ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста трех лет (далее - ежемесячное пособие до трех лет) на ежемесячную выплату на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет (далее - ежемесячная выплата) в фиксированных размерах, осуществляемую при условии соответствующего периода постоянного проживания (работы) граждан на указанных территориях непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается ежемесячная выплата. При этом частью 2 статьи 8 Федерального закона N 388-ФЗ было установлено, что за гражданами, которые указаны в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 Закона N 1244-1 и которым ежемесячное пособие до трех лет назначено до 30 июня 2016 г., сохраняется право на его получение в размере и на условиях, установленных Законом N 1244-I (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 388-ФЗ) до наступления оснований прекращения его выплаты.
Согласно указанным нормам Федерального закона N 388-ФЗ, реализация пункта 7 части первой статьи 18 Закона N 1244-1 (в редакции Закона N 1244-1, действовавшей до 1 июля 2016 г.), в том числе в период длящихся правоотношений, предусмотренных частью 2 статьи 8 Федерального закона N 388-ФЗ, осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 439 "О Правилах предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление N 439).
Учитывая, что в настоящее время все дети граждан, указанных в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 Закона N 1244-I, которым ежемесячное пособие до трех лет было назначено до 30 июня 2016 г., а право на него было сохранено в рамках длящихся правоотношений, предусмотренных частью 2 статьи 8 Федерального закона N 388-ФЗ, достигли возраста старше трех лет - являющегося основанием для прекращения выплаты ежемесячного пособия до трех лет, проектом постановления предлагается Постановление N 439 признать утратившим силу.
В связи с изложенным проектом постановления предлагается также признать утратившими силу некоторые акты и отдельные положения некоторых актов Правительства Российской Федерации, которыми вносились изменения в Постановление N 439.
Одновременно проектом постановления предлагается внести изменения в Правила предоставления инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также представления в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений для предоставления указанной компенсации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 2579 (далее - Правила N 2579).
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также пунктом 1 Правил N 2579 установлено, что инвалид (в том числе ребенок-инвалид), имеющий транспортное средство в соответствии с медицинскими показаниями, или его законный представитель имеет право на получение компенсации по договору обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств (далее - ОСАГО) в размере 50% от уплаченной им страховой премии по договору ОСАГО, т.е. СФР компенсирует инвалиду (в том числе ребенку инвалиду) или его законному представителю затраты, понесенные ими при уплате страховой премии по договору ОСАГО.
Таким образом, для предоставления компенсации по договору ОСАГО инвалид или его законный представитель должен являться страхователем транспортного средства.
В этой связи проектом постановления предлагается дополнить пункт 12 Правил N 2579 следующей причиной отказа - "лицо, имеющее право на компенсацию, не является страхователем по договору обязательного страхования".
Принятие и реализация проекта постановления не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета и не повлечет негативных социально-экономических и иных последствий, в том числе для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация проекта постановления будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете в рамках проекта "Социальное казначейство".
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.