Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра"
(подготовлен ФАС России 13.12.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра" (далее - Проект постановления) разработан в целях реализации статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (далее - Закон об организованных торгах), пункта 6 части 5 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 1.2 плана мероприятий по организации запуска информационно-аналитической панели на основе собираемой информации и регулярной передачи данных в автоматизированном формате от 29.11.2023 N П9-11в, утвержденного Директором Департамента промышленности Правительства Российской Федерации И.Р. Набиевым, а также исполнения поручения Аппарата Правительства Российской Федерации от 29.11.2023 N 78636-П9.
Проектом постановления предлагается внести в постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 N 892 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление, Положение) следующие изменения.
I. Расширение перечня товаров, по которым регистрируются внебиржевые договоры, и иные изменения.
Часть 1 статьи 11 Закона об организованных торгах предусматривает, что Правительство Российской Федерации устанавливает требование о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности в отношении товара, допущенного к организованным торгам.
Сформировавшаяся практика показывает, что рыночные механизмы ценообразования на товары должны иметь в своей основе объективные индикаторы, формируемые на основе данных о ценах внебиржевых сделок и ценах, формируемых на организованных торгах. Только комплексное рассмотрение указанных индексов позволяет получить реальную рыночную цену внутреннего рынка товара.
Получаемые на основе данных о зарегистрированных внебиржевых сделках ценовые индикаторы способствуют формированию рыночных контрактных отношений и развитию рыночного ценообразования, позволяют предотвращать спекуляцию на товарных рынках. Конечные потребители получают возможность приобретать товары по справедливым, конкурентным ценам.
Кроме того, полученные на основе данных о зарегистрированных внебиржевых сделках ценовые индикаторы способствуют развитию фондового рынка, в частности, внедрению производных финансовых инструментов, базовым активом которых является товар.
Одновременно репрезентативные внебиржевые индикаторы полезны для самих участников рынка, в частности для формирования собственного ценообразования. Так, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" биржи раскрывается агрегированная, обезличенная и обобщенная информация по внебиржевым сделкам. Кроме того, биржей формируются территориальные индексы. При этом информация представлена в удобном, электронном виде.
Без индикаторов внебиржевого рынка невозможно или крайне затруднительно создание производных финансовых инструментов, необходимых самим участникам для хеджирования рисков.
Важно, что такие изменения позволят использовать данные из реестров бирж, осуществляющих проведение организованных торгов, для целей антимонопольного и налогового контроля.
Кроме того, внебиржевые индикаторы активно используются для оптимизации расходов государства, к примеру, при расчете размеров субсидирования и осуществлении государственных закупок. А также индикаторы отражают фрагментарность рынков, что помогает государственным органам выделять регионы, в которых необходимо дополнительное развитие.
В отношении некоторых товаров в настоящий момент информация представляется производителями в Росстат, Главгосэкспертизу России. При этом информационные системы, содержащие такую информацию не эффективны для формирования качественных ценовых индикаторов: либо предоставляемые данные не содержат сведений о ценах конкретных видов реализуемого товара по заключенным договорам, либо данные предоставляются не оперативно.
Современные электронные системы и программное обеспечение по ведению на предприятиях бухгалтерского и налогового учета позволяют оперативно агрегировать и формировать информацию для ее предоставления бирже в рамках осуществления внебиржевых сделок. В этой связи исполнение Проекта постановления не требует существенных затрат предприятий.
Учитывая, что экономика, государство и участники рынков получат значительно больше выгод, чем понесут затрат на выполнение требований Положения, Проектом постановления предлагается дополнить перечень товаров, в отношении которых предусмотрена обязанность предоставления биржам сведений о внебиржевых договорах, следующими товарами:
1) Цемент, соответствующий одному из следующих стандартов: ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" (марки: ПЦ 500-Д0-Н, ПЦ 500-Д0, ПЦ 500-Д20, ПЦ 400-Д20, ПЦ 400-Д20-Б, ПЦ 400-Д20-Н, ШПЦ-400); ГОСТ 31108-2016 "Цементы общестроительные. Технические условия" (марки: ЦЕМ I 42,5Н, ЦЕМ II/А Ш 42,5Н, ЦЕМ II/А-Ш 32,5Н, ЦЕМ II/А-Ш 32,5Б, ЦЕМ II/В Ш 32,5Н, ЦЕМ III/А 32,5Н), при условии, что объем сделки составляет не менее 20 тонн.
По имеющейся в ФАС России информации минимальная грузоподъемность цементовоза (фура, еврофура) составляет 20 тонн. Учитывая изложенное, Проектом постановления предлагается установить минимальный объем внебиржевой сделки в отношении цемента, подлежащий регистрации, в размере 20 тонн.
2) Ортоксилол нефтяной при условии, что объем сделки составляет не менее 60 тонн.
По результатам анализа установлено, что 100% ортоксилола нефтяного транспортируется железнодорожным транспортом, грузоподъемность одного железнодорожного вагона 60 тонн. В связи с чем предлагается установить подлежащий регистрации минимальный объем внебиржевой сделки в отношении ортоксилола нефтяного в размере не менее 60 тонн.
3) Толуол нефтяной при условии, что объем сделки составляет не менее 60 тонн.
По результатам анализа установлено, что 100 % толуола нефтяного транспортируется железнодорожным транспортом, грузоподъемность одного железнодорожного вагона составляет 60 тонн. В связи с чем предлагается установить подлежащий регистрации минимальный объем внебиржевой сделки в отношении толуола нефтяного в размере не менее 60 тонн.
4) Стирол при условии, что объем сделки составляет не менее 20 тонн.
По результатам анализа установлено, что превалирующий объем стирола транспортируется железнодорожным транспортом. При этом значительная часть (порядка 26%) также транспортируется автомобильным транспортом объемом более 20 тонн. В связи с чем предлагается установить подлежащий регистрации минимальный объем внебиржевой сделки в отношении стирола в размере не менее 20 тонн.
5) Фенол синтетический технический при условии, что объем сделки составляет не менее 20 тонн.
По результатам анализа установлено, что фенол синтетический технический транспортируется как железнодорожным транспортом, так и автомобильным транспортом. В связи с чем предлагается установить подлежащий регистрации минимальный объем внебиржевой сделки в отношении фенола синтетического технического в размере не менее 20 тонн.
6) Бензол при условии, что объем сделки составляет не менее 60 тонн.
По результатам проводимого ФАС России мониторинга нефтегазохимической продукции установлено, что бензол преимущественно транспортируется железнодорожным транспортом (87%), грузоподъемность одного железнодорожного вагона составляет 60 тонн. Также бензол транспортируется трубопроводным транспортом (13%). В связи с чем предлагается установить подлежащий регистрации минимальный объем внебиржевой сделки в отношении толуола нефтяного в размере не менее 60 тонн.
7) Полиэтилентерефталат при условии, что объем сделки составляет не менее 20 тонн.
На сегодняшний день Правительством Российской Федерации проводится работа по усилению контроля на рынке социально значимых продовольственных товаров, организовываются дополнительные мониторинги цен на упаковку, упаковочные материалы и сырье, необходимое для их производства, рост цен на которые в наибольшей степени оказывает влияние на удорожание социально значимых продовольственных товаров. В мониторинг включен, в том числе полиэтилентерефталат.
Исходя из информации, полученной от крупнейшего в Российской Федерации производителя (ПАО "СИБУР Холдинг"), полиэтилентерефталат транспортируется преимущественно автомобильным транспортом объемом более 20 тонн. В связи с чем предлагается установить подлежащий регистрации минимальный объем внебиржевой сделки в отношении стирола в размере не менее 20 тонн.
8) Прямогонный бензин при условии, что объем сделки составляет не менее 57 тонн.
В отсутствие ценового индикатора на прямогонный бензин, являющийся одним из основных видов нефтехимического сырья и продуктов нефтепереработки, выработка системных мер поддержки в нефтехимической отрасли представляется затруднительной.
Прямогонный бензин транспортируется преимущественно железнодорожным транспортом объемом не менее 57 тонн. В связи с чем предлагается установить подлежащий регистрации минимальный объем внебиржевой сделки в отношении прямогонного бензина в размере не менее 57 тонн.
9) Парафин нефтяной жидкий при условии, что объем сделки составляет не менее 20 тонн.
По результатам анализа установлено, что парафин нефтяной жидкий транспортируется как железнодорожным транспортом (51%), грузоподъемность одного железнодорожного вагона составляет 60 тонн, так и автомобильным транспортом (48%), грузоподъемность одной машины составляет 20 тонн. В связи с чем предлагается установить подлежащий регистрации минимальный объем внебиржевой сделки в отношении парафина нефтяного жидкого в размере не менее 20 тонн.
10) Парафин нефтяной твердый при условии, что объем сделки составляет не менее 20 тонн.
По результатам анализа установлено, что парафин нефтяной твердый транспортируется преимущественно автомобильным транспортом (72%), грузоподъемность одной машины составляет 20 тонн. В связи с чем предлагается установить подлежащий регистрации минимальный объем внебиржевой сделки в отношении парафина нефтяного твердого в размере не менее 20 тонн.
Кроме того, в подпункте "а" пункта 2 Положения предлагается снизить объем сделки, при превышении которого необходимо регистрировать внебиржевые договоры с нефтепродуктами, до 1 тонны. Указанное изменение призвано обеспечить формирование отсутствующих в настоящее время индикаторов в сегменте мелкооптовой торговли нефтепродуктами.
С целью формирования более корректных внебиржевых индикаторов на товары, которые будут способствовать формированию рыночных контрактных отношений и развитию рыночного ценообразования, а также с целью предотвращения спекуляции на товарных рынках Проектом постановления предлагается распространить требования по регистрации внебиржевых договоров в отношении товаров, по которым в настоящее время регистрируются внебиржевые договоры, на лиц, не входящих в группу лиц производителя товара.
Кроме того, с целью получения ценовой информации о внебиржевых договорах Проектом постановления предусматривается, что обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре, в том числе возлагается на:
- лицо, осуществляющее приобретение биржевого товара по внебиржевому договору, при условии, что указанное лицо является резидентом Российской Федерации, в случае если лицо, заключившее внебиржевой договор, является иностранным лицом;
- лицо, которое ранее осуществило отчуждение такого биржевого товара лицу, заключившему внебиржевой договор или являющемуся собственником товара на момент передачи товара по такому внебиржевому договору, при условии, что указанное лицо является резидентом Российской Федерации и признается взаимозависимым в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах или аффилированным с лицом, заключившим внебиржевой договор или являющимся собственником товара на момент передачи товара по такому внебиржевому договору, в случае если все стороны внебиржевого договора являются иностранными лицами. При этом указанная обязанность возлагается на такое лицо по всем внебиржевым договорам, в рамках которых осуществлялось последующее отчуждение биржевого товара, при условии, что хотя бы одна сторона такого внебиржевого договора признается взаимозависимой в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах или аффилированной с указанным лицом.
II. Расширение перечня предоставляемых сведений.
С целью формирования наиболее репрезентативных ценовых индикаторов, а также в целях систематизации информации об экспорте биржевых товаров Проект постановления предусматривает представление следующих сведений по внебиржевым договорам:
- цена товара, приведенная к месту отгрузки, если применимо;
- цена товара, приведенная к месту перевалки (включает стоимость транспортировки от места отгрузки до места перевалки, а также стоимость перевалки и (или) хранения), если применимо;
- цена товара, приведенная к месту назначения (включает стоимость транспортировки от места отгрузки до места назначения), если применимо;
- стоимость дополнительных услуг, связанных с транспортировкой товара (если применимо), включая стоимость перевалки, стоимость хранения, фрахта, демереджа, стоимость услуг по заправке, плату за снабженческо-сбытовые услуги, величину доплаты за калорийность;
- сведения о страховании товара (если применимо), включая страховую премию, стоимость страхования перевозимого товара, стоимость страхования судна, перевозящего товар, стоимость страхования ответственности судовладельца судна, используемого для перевозки товара;
- сведения о применении формульного ценообразования, включающие информацию об используемой формуле цены, в том числе наименование ценового индикатора с указанием источника информации, котировальный период и величина премии, дисконта (если применимо);
- наименование и тип места перевалки товара (если в процессе транспортировки осуществляется перевалка товара и/или товар передается на временное хранение);
- способ поставки товара с места перевалки, если применимо;
- наименование и тип места назначения (если условия договора предусматривают доставку до определенного места назначения, отличного от базиса поставки);
- сведения об особенностях таможенного декларирования товара (если применимо), включающие информацию о коде особенности декларирования товара, о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
- условия оплаты по договору поставки: предоплата/иные условия оплаты.
Кроме того, Положение дополняется приложениями с дополнительными сведениями по некоторым видам товаров.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью 8 статьи 23 Закона об организованных торгах и пунктом 24 Положения биржа обязана обеспечивать конфиденциальность информации, предоставляемой по внебиржевым договорам, и не вправе передавать ее третьим лицам.
На своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" биржа обеспечивает свободный доступ только к обобщенным сведениям из реестра. Обобщенные сведения не содержат информацию о сторонах внебиржевого договора и производителях товара.
Информация, предоставляемая биржей федеральным органам исполнительной власти и Банку России, является конфиденциальной. Указанные органы не вправе передавать ее третьим лицам.
Таким образом, конфиденциальность получаемой биржами информации в достаточной мере защищена законодательством Российской Федерации.
III. Установление обязанности биржи по передаче сведений, содержащихся в реестре внебиржевых договоров, Правительству Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации и организации, осуществляющей организационно-техническое обеспечение деятельности Координационного центра Правительства Российской Федерации, на основании письменного запроса.
В соответствии с пунктом 25 Положения в настоящее время биржа передает сведения, содержащиеся в реестре внебиржевых договоров, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное регулирование той сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара, на основании письменного запроса, а также федеральным органам исполнительной власти, не осуществляющим государственное регулирование той сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара, и Центральному банку Российской Федерации на основании мотивированных письменных запросов.
Проектом постановления предлагается дополнить пункт 25 Положения в части передачи биржей сведений из реестра на основании письменного запроса Правительству Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации и организации, осуществляющей организационно-техническое обеспечение деятельности Координационного центра Правительства Российской Федерации.
IV. Обеспечение возможности по передаче вышеуказанными органами и организацией обобщенной информации и внебиржевых индексов в отношении сделок с минеральными удобрениями, содержащими соединения фосфора, азота или калия, друг другу.
В соответствии с пунктом 29 Положения информация, предоставляемая биржей федеральным органам исполнительной власти и органу, осуществляющему регулирование и надзор за деятельностью по проведению организованных торгов, является конфиденциальной. Указанные органы, получившие информацию из реестра внебиржевых договоров, не вправе передавать ее третьим лицам, за исключением обобщенной информации и внебиржевых индексов, предусмотренных пунктом 27 Положения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом передача указанными органами обобщенной информации и внебиржевых индексов в отношении сделок с минеральными удобрениями, содержащими соединения фосфора, азота или калия, не допускается.
В связи с необходимостью обеспечения возможности размещения сведений в отношении сделок по минеральным удобрениям на информационно-аналитических панелях и (или) дашбордах, разработанных во исполнение поручений Правительства Российской Федерации, Проектом постановления предлагается допустить возможность передачи обобщенной информации и внебиржевых индексов в отношении сделок с минеральными удобрениями между Правительством Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, организацией, осуществляющей организационно-техническое обеспечение деятельности Координационного центра Правительства Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органом, осуществляющим регулирование и надзор за деятельностью по проведению организованных торгов.
Проект акта предполагает установление обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора). В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона об организованных торгах в случаях, порядке, объеме и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, стороны должны предоставлять информацию о заключенных ими не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам.
Согласно пункту 6 статьи 14.24 КоАП РФ нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Кроме того, согласно части 2 статьи 11 Закона об организованных торгах в случаях и порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, биржа, осуществляющая проведение организованных торгов, на которых заключаются договоры купли-продажи товара, обязана вести реестр внебиржевых договоров. Порядок ведения указанного реестра, порядок и периодичность предоставления информации из реестра определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
При этом Порядок ведения реестра, Порядок предоставления информации из реестра определены Положением. В частности, пункт 25 Положения, в соответствии с которым биржа предоставляет сведения из реестра внебиржевых договоров, содержится в разделе "Порядок предоставления информации из реестра".
Необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
При этом Постановление действует до 01 сентября 2029 года. Соответственно, планируется, что Проект постановления будет действовать с 01 сентября 2024 года по 01 сентября 2029 года.
Принятие Проекта постановления не окажет влияния на доходы или расходы бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Решения, предлагаемые Проектом постановления, не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Приведение в соответствие с Проектом постановления каких-либо действующих нормативных правовых актов не требуется.
Принятие Проекта постановления не приведет к значительному росту финансовой и административной нагрузки на субъектов экономической деятельности.
Принятие Проекта постановления за счет формирования репрезентативных ценовых индикаторов может способствовать формированию рыночных контрактных отношений и развитию рыночного ценообразования на товары.
В Проекте постановления отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.