Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение N 2 к методике определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций, предусмотренной приложением к Правилам определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 18.12.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение N 2 к методике определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций, предусмотренной приложением к Правилам определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций" (далее соответственно - Проект постановления, Методика) предусматривает установление для территориальных органов федеральных государственных органов, в функции которых входит осуществление контрольных (надзорных) полномочий, осуществляемых путем проведения регулярных выездных проверок, дополнительного количества служебных транспортных средств, предоставляемых по вызову (без персонального закрепления), из расчета не более 15 единиц в расчете на 25 единиц предельной численности федеральных государственных гражданских служащих.
Спецификой организации охраны водных биологических ресурсов в Российской Федерации является ее осуществление по бассейновому принципу, который состоит в необходимости обеспечения сохранности водных биологических ресурсов в границах каждого из 8 крупных рыбохозяйственных бассейнов, расположенных на территории Российской Федерации. При этом жизненный цикл ряда рыб предусматривает постоянное перемещение между местами нереста, зимовки и нагула в пределах рыбохозяйственного бассейна, в связи с чем в течение года в различные периоды наблюдается их скопление в разных, зачастую значительно удаленных друг от друга участках водоемов. В пределах одного и того же рыбохозяйственного бассейна большое количество граждан, осуществляющих любительское рыболовство, могут постоянно перемещаться, в зависимости от сезона формируются места промысла профессиональных рыболовных бригад. В этой связи для усиления контроля над участками акватории, в которых осуществляется массовое рыболовство, дополнительно формируются оперативные надзорные группы и рейдовые группы, состоящие инспекторов из обособленных структурных подразделений территориальных управлений Росрыболовства.
Со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с 1 июля 2021 г. установлен новый порядок осуществления должностными лицами территориальных управлений Росрыболовства полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, направленный прежде всего на профилактику нарушений. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 996, которым предусмотрено проведение следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
Данные мероприятия реализуются в целях организации работы по профилактике нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также информирования территориальными управлениями Росрыболовства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований.
Необходимо отметить, что в требованиях органов прокуратуры, поступивших в течение 2021 - 2022 годов и за истекший период 2023 года, в качестве одного из основных вопросов указывается необходимость расширения охвата хозяйствующих субъектов контрольными (надзорными) мероприятиями. Поэтому с целью обеспечения соблюдения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов территориальными управлениями Росрыболовства было организовано постоянное присутствие должностных лиц на водных объектах рыбохозяйственного значения, в том числе в рамках проведения выездных обследований, патрулирования и пресечения нарушений в установленной сфере деятельности.
До 2004 года в структуре органов рыбоохраны России насчитывалось 6497 государственных инспекторов, которые работали в 27 бассейновых управлениях, состоящих из 420 областных, межрайонных и районных инспекций рыбоохраны. Охват зоны ответственности одного инспектора рыбоохраны в среднем составляла порядка 440 километров протяженности речной сети и 6 тысяч гектар озер и водохранилищ. Количественное оснащение транспортных средств составляло: 450 судов с главным двигателем 75 л.с. и выше, 400 судов с главным двигателем до 75 л.с., 2200 моторных лодок различных модификаций, 3500 моторов отечественного и иностранного производства, более 2000 единиц легкового и грузового автотранспорта, а также порядка 1000 единиц снегоходов и мотоциклов.
Вместе с тем в период с 2004 по 2022 годы произошло существенное снижение штатной численности государственных инспекторов, осуществляющих полномочия контроля и надзора в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также сократилось количество территориальных управлений Росрыболовства.
Так, в 2008 году, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 1713-р "Об утверждении схемы размещения территориальных органов Росрыболовства, на двадцать территориальных управлений Росрыболовства приходилось 4317 сотрудников. А уже в 2013 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. N 137 "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" штатная численность девятнадцати территориальных органов Росрыболовства была снижена до 4090 человек, из которых 2577 человек - это инспектора рыбоохраны.
Кроме того, в связи с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1830 "Об оптимизации структуры и численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации" с 1 января 2021 г. предельная численность гражданских служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти сократилась на 10% и таким образом, общая численность сотрудников территориальных управлений Росрыболовства составила 3681 человек.
Далее, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2470 "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2022 г. N 1828) была установлена штатная численность восемнадцати территориальных управлений Росрыболовства в количестве 3373 человек, из которых число инспекторов рыбоохраны в настоящее время составляет 2191 человек. Однако границы, контролируемые одним инспектором рыбоохраны, увеличились в три раза до 1,4 тысяч километров протяженности речной сети и 19 тысяч гектар озер и водохранилищ, а также значительно увеличилась протяженность маршрутов сборных рейдовых групп и оперативных инспекций.
В связи с изменением структуры и форм собственности рыбодобывающих организаций на внутренних водных объектах Российской Федерации увеличилось количество граждан, осуществляющих любительское рыболовство, активно развивается промышленное и любительское рыболовство, товарное рыбоводство (аквакультура). Это предопределяет необходимость обеспечения в таких водоемах действенного государственного контроля за соблюдением законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Во внутренних водоемах определено более 5 тысяч рыболовных участков. По различным оценкам в Российской Федерации насчитывается более 20 миллионов граждан, занимающихся любительским рыболовством. Объем добываемых ими водных биологических ресурсов сопоставим с объемами промышленного рыболовства во внутренних водоемах. Помимо этого, необходимо обеспечивать государственный контроль в местах складирования, транспортировки и реализации продукции, полученной из водных биологических ресурсов. При этом, в связи с изменениями законодательства Российской Федерации, на должностные лица территориальных органов Росрыболовства также возложены функции по организации товарного рыбоводства (аквакультуры).
В целях расширения охвата хозяйствующих субъектов контрольными (надзорными) мероприятиями, а также для обеспечения соблюдения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов территориальными органами Росрыболовства организовано постоянное присутствие должностных лиц на водных объектах рыбохозяйственного значения в рамках реализации возложенных полномочий.
В соответствии с установленными нормативами материально-технического обеспечения федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для оснащения имеющейся численности инспекторов рыбоохраны территориальным органам Росрыболовства необходимо 1398 единиц автомобилей, 1106 единиц снегоходов, 1459 единиц моторных лодок, 586 единиц катеров и 196 единиц вездеходов.
Потребность в количестве автотранспорта для должностных лиц территориальных органов Росрыболовства определена необходимостью не только выезда государственных инспекторов на проверки хозяйствующих субъектов, но и для перевозки до мест осуществления контрольных (надзорных) мероприятий лодок или снегоходов, перевозок изъятых орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, выполнения контрольно-надзорных полномочий в местах транспортировки, реализации и хранения рыбной продукции.
Вместе с тем приложением N 2 к Методике в части норматива обеспечения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти служебными транспортными средствами, предоставляемыми по вызову (без персонального закрепления), предусмотрено не более 1 единицы в расчете на 50 единиц предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и дополнительно для территориальных органов федеральных государственных органов, в функции которых входит осуществление контрольных (надзорных) полномочий, осуществляемых путем проведения регулярных выездных проверок, не более 1 единицы в расчете на 25 единиц предельной численности федеральных государственных гражданских служащих. Таким образом, согласно данному нормативу расчетное количество автомобилей для обеспечения деятельности территориальных органов Росрыболовства составляет всего 167 единиц, что недостаточно в существующих условиях реализации, возложенных на него полномочий и функций.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 июля 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), положения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не приведет к изменению объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, сокращению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
Реализация предлагаемого проектом постановления решения не вызовет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не окажет на них дополнительного административного давления.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.