Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в устав публично-правовой компании "Фонд развития территорий"
(подготовлен Минстроем России 21.12.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в устав публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - проект постановления) разработан в целях приведения устава публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 218), а также совершенствования нормативно - правового регулирования отдельных функций и полномочий Фонда.
Проектом постановления предусматривается внесение следующих изменений в устав Фонда:
1. Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон N 218, согласно которым цели деятельности, функции и полномочия Фонда дополнены новым направлением по содействию обеспечению устойчивого социально-экономического развития, привлечению инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развитию транспортной и иных инфраструктур, строительства, а также повышению уровня и качества жизни граждан в соответствии с Федеральным законом "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В целях приведения целей деятельности, функций и полномочий Фонда, предусмотренных уставом Фонда, в соответствие с вышеуказанными изменениями в Закон N 218, проектом постановления предусматривается внесение соответствующих изменений в устав Фонда.
При этом проектом постановления предлагается отнести к функциям и полномочиям Фонда в указанной сфере реализацию Фондом полномочий управляющей компании, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 266-ФЗ "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", реализацию (участие в реализации) мероприятий, предусмотренных решениями коллегиального органа, образованного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 542-р, а также осуществление иных функций и полномочий, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
2. Проектом постановления предлагается отнести к компетенции Наблюдательного совета Фонда утверждение порядка осуществления сделок, предусматривающих возмездную передачу имущества Фонда третьим лицам, если иное не установлено федеральными законами, настоящим уставом и иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в связи со следующим.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 218 установлено, что распоряжение имуществом Фонда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом Фонда.
В настоящее время вопросы распоряжения Фондом отдельными видами имущества уже урегулированы правовыми актами Правительства Российской Федерации или внутренними документами Фонда, утвержденными Наблюдательным советом Фонда в рамках установленных уставом Фонда полномочий.
Между тем, существующее правовое регулирование не охватывает все виды имущества, находящегося в собственности Фонда и распоряжение которым может осуществляться Фондом при реализации его функций и полномочий.
Так, например, в собственности Фонда в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 218 может находиться имущество, полученное в качестве имущественного взноса Российской Федерации, иных публично-правовых образований в имущество Фонда. При этом порядок осуществления сделок, предусматривающих возмездную передачу указанного имущества третьим лицам (продажа, сдача имущества в аренду) в настоящее время не установлен.
Также в рамках реализации Фондом функций и полномочий, связанных с защитой прав и законных интересов граждан - участников строительства в соответствии со статьями 201 15, 201 15-1, 201 15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при переходе к Фонду прав застройщика на земельный участок и расположенные на нем неотделимые улучшения осуществляется передача не только имущественных прав на указанное имущество, но и в отдельных случаях - требований по денежным обязательствам по основаниям и в порядке, установленном статьями 201 15, 201 15-1, 201 15-2-2 Закона о банкротстве.
В настоящее время к компетенции Наблюдательного совета Фонда отнесено установление порядка реализации Фондом имущества, приобретенного Фондом исключительно по основаниям, предусмотренным статьей 201 15-2-2 Закона о банкротстве. Порядок распоряжения правами требования на имущество, перешедшее к Фонду по основаниям, предусмотренным статьями 201 15, 201 15-1 Закона о банкротстве, в настоящее время не урегулирован, что требует дополнительной регламентации соответствующих полномочий в уставе Фонда.
На основании вышеизложенного, в целях создания единообразного механизма распоряжения отдельными видами имущества Фонда в случаях, когда законодательством Фонда или уставом Фонда не установлен иной порядок распоряжения имуществом, проектом постановления предлагается отнести к полномочиям Наблюдательного совета Фонда установление порядка осуществления сделок, предусматривающих возмездную передачу имущества Фонда третьим лицам.
При этом определение порядка распоряжения имуществом Фонда предлагается отнести к компетенции высшего органа управления Фонда - Наблюдательного совета в рамках установленных частью 2 статьи 8 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочий Наблюдательного совета по осуществлению контроля за деятельностью публично-правовой компании и использованием средств публично-правовой компании.
Отнесение указанных полномочий к компетенции правления Фонда не представляется возможным в силу того, что вопросы установления порядка распоряжения имуществом Фонда не являются вопросами исполнительного характера, которые могут быть отнесены к компетенции правления Фонда в соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3. В соответствии с подпунктом 11 пункта 44 устава Фонда к компетенции правления Фонда отнесено определение кредитных организаций, в депозиты которых могут инвестироваться временно свободные средства компенсационного фонда.
Учитывая, что в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона N 218, статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. N 1432 "Об инвестировании временно свободных средств публично-правовой компании", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1080 "Об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании" инвестирование временно свободных средств Фонда осуществляется не только в отношении средств компенсационного фонда, проектом постановления предлагается исключить слово "компенсационного" из подпункта 11 пункта 44 устава Фонда.
4. Проектом постановления предлагается внести взаимосвязанные изменения в подпункты 23 и 24 пункта 44 устава Фонда.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 44 устава Фонда к компетенции правления Фонда отнесено утверждение порядка проведения мониторинга реализации региональных программ в сферах капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
При этом в настоящее время в сфере модернизации систем коммунальной инфраструктуры приняты и действуют не только региональные программы, но и проекты по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в рамках которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 1451 "О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры" также предусмотрено проведение мониторинга их реализации и предоставление отчетности.
В связи с чем, проектом постановления предусматривается внесение юридико-технической правки в подпункт 23 пункта 44 устава Фонда. При этом в связи с тем, что утверждение порядка рассмотрения любой отчетности в рамках проведения мониторинга уже отнесено указанным подпунктом к компетенции правления Фонда, предлагается исключить подпункт 24 пункта 44 из устава Фонда как избыточный.
5. В соответствии с действующей редакций подпункта 25 пункта 44 устава Фонда правление Фонда осуществляет иные полномочия, предусмотренных федеральными законами, уставом, положением о правлении Фонда и решениями наблюдательного совета Фонда. Проектом постановления предусматривается внесение юридико-технических правок в указанный подпункт, согласно которым правление Фонда также может осуществлять реализацию иных полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Внесение указанных изменений обеспечит возможность регулирования полномочий правления Фонда непосредственно при подготовке проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих механизмы реализации функций и полномочий Фонда.
6. Проектом постановления в новой реакции излагается пункт 45 устава Фонда, согласно которому количественный состав правления Фонда определяется Наблюдательным советом Фонда и не должен быть менее 6 человек.
Внесение указанных изменений проектом постановления предусматривается в рамках полномочий Наблюдательного совета как высшего органа управления публично-правовой компании в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 218, частью 1 статьи 8, пунктами 2, 27 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
7. В целях совершенствования правового регулирования порядка организации и проведения заседаний правления Фонда проектом постановления предлагается внести изменения в пункт 49 устава Фонда, согласно которым сроки извещения членов правления Фонда о назначенном заседании правления Фонда сокращаются с трех до одного рабочего дня. Правление является коллегиальным исполнительным органом Фонда, осуществляющим руководство текущей деятельностью Фонда в рамках своей компетенции. Внесение указанных изменений позволит сократить сроки на принятие решений Правлением Фонда по вопросам, напрямую влияющим на эффективность его деятельности.
Кроме того, в условиях, требующих оперативной организации и проведения заседаний правления Фонда по наиболее значимым и срочным вопросам деятельности Фонда, не всегда существует возможность заблаговременного извещения членов правления Фонда о предстоящем заседании за 3 рабочих дня до дня проведения заседания, при этом в целях организации и проведения заседаний правления Фонда по таким вопросам с соблюдением установленных сроков предлагается внести соответствующие изменения в устав Фонда и сократить установленные сроки извещения о проведении заседания правления Фонда с трех до одного рабочего дня.
8. В настоящее время Фондом в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 266-ФЗ "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" осуществляются функции и полномочия управляющей компании свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в рамках которых Фондом в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 7, частью 8 статьи 19 указанного Федерального закона осуществляется предоставление земельных участков в аренду (субаренду) участникам свободной экономической зоны для реализации участниками договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Порядок принятия и реализации указанных решений установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2023 г. N 1087 "Об утверждении Правил передачи управляющей компанией земельных участков участникам свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в аренду (субаренду) без проведения торгов".
В целях оперативности принятия решений о передаче в аренду (субаренду) земельных участков участникам свободной экономической зоны в рамках функционирования свободной экономической зоны проектом постановления предлагается внести изменения в пункт 90 устава Фонда, согласно которым указанная передача осуществляется без предварительного одобрения большинством голосов членов Наблюдательного совета Фонда.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Положения проекта постановления полностью соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта постановления не повлечет за собой изменение установленных целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.