Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении классификации природных лечебных ресурсов, их характеристик и перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением таких природных лечебных ресурсов"
(подготовлен Минздравом России 22.12.2023 г.)
Проект приказа разработан в целях исполнения пункта 11 плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 04.09.2023 N 469-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 469-ФЗ), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 06.09.2023 N 7529п-П11.
Основной целью разработки проекта приказа является повышение эффективности и качества использования природных лечебных ресурсов, установление критериев их классификации, утверждение перечня медицинских показаний и противопоказаний к применению различных природных лечебных ресурсов в целях санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
Согласно Федеральному закону от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ), в редакции Федерального закона N 469-ФЗ, природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием Российской Федерации и относятся к особо охраняемым территориям и объектам, имеющим особенности в использовании и охране и предназначенным для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
При этом в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 26-ФЗ лечебные свойства природных лечебных ресурсов устанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетней практики, и подтверждаются специальным медицинским заключением, предусмотренным статьей 111 настоящего Федерального закона.
Следует отметить, что природные лечебные ресурсы являются основой функционирования санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. По своим лечебным ресурсам Россия превосходит другие государства не только в их количестве и разнообразии, но и в детальности изучения их генезиса и состава, в глубине научных разработок медицинских показаний к их применению и в наличии специальных методик их использования.
Наиболее ценные природные лечебные ресурсы выявлены в результате комплексных курортологических обследований территорий, геологоразведочных работ на перспективных месторождениях, сбора и систематизации данных многолетних наблюдений за их качеством.
Проект приказа разработан исходя из комплекса:
- генетических особенностей месторождений минеральных вод питьевого и бальнеологического назначения и месторождений лечебных грязей с учетом их геолого-структурных, гидрогеологических и гидрохимических условий формирования и локации;
- медико-климатических условий лечебно-оздоровительных местностей с учетом интегрального показателя, оценивающего воздействие климата на организм человека.
Классификация и перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением природных лечебных ресурсов, указанных в пункте 2 статьи 21 Федерального закона N 26-ФЗ устанавливают единый подход и требования при изучении, оценке и использовании природных лечебных ресурсов, используемых в санаторно-курортных и других лечебно-профилактических учреждениях, в целях промышленного производства - упаковки природных лечебных ресурсов, а также унифицируют методы оценки медико-климатических особенностей лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Классификация и перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением природных лечебных ресурсов, указанных в пункте 2 статьи 21 Федерального закона N 26-ФЗ предназначены для всех пользователей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разведку, добычу и пользование природных лечебных ресурсов, научных организаций - разработчиков специальных медицинских заключений, и должны использоваться исключительно в целях классификационной характеристики природных лечебных ресурсов и в целях определения перечня медицинских показаний и противопоказаний к применению конкретного природного лечебного ресурса при разработке специальных медицинских заключений.
Принятие приказа потребует признания утратившим силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.05.2021 N 557н "Об утверждении классификации природных лечебных ресурсов, медицинских показаний и противопоказаний к их применению в лечебно-профилактических целях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.09.2021, регистрационный N 65177).
По результатам изучения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, практики их применения противоречий не выявлено.
Основания для направления проекта приказа на заключение об оценке регулирующего воздействия отсутствуют.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти" необходимость общественного обсуждения проекта приказа на заседании общественного совета при Минздраве России отсутствует.
Проведение педагогической экспертизы приказа не требуется.
Проведение обязательной метрологической экспертизы не требуется в связи с отсутствием в приказе требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений.
Проект приказа разработан с учетом предложений, подготовленных федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Проект приказа соответствует положениям Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 N 2581-р.
Издание приказа не повлечет возникновение новых, изменения или упразднения существующих обязательств публично-правовых образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.