Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 39 28 и 39 29 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, Земельный кодекс), направленный Росреестром (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает.
Законопроект и сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия законопроекта (далее - сводный отчет) размещались разработчиком на официальном сайте regulation.gov.ru (ID: 02/04/07-23/00140080) в целях проведения публичного обсуждения в период с 17 июля по 4 августа 2023 г., заявлено о средней степени регулирующего воздействия. Предложения и замечания, поступившие в ходе публичного обсуждения законопроекта, разработчиком учтены частично.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета основанием для разработки законопроекта является поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллина М.Ш. от 12 апреля 2023 г. N МХ-П11-5253.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета законопроект разработан в целях предоставления возможности увеличения площади земельных участков, находящихся в частной собственности и используемых в коммерческих целях.
Законопроектом предусматривается внесение в Земельный кодекс изменений в части:
установления возможности перераспределения земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается не более чем на десять процентов в случае, если предельные максимальные размеры земельных участков не установлены;
установления возможности перераспределения в отношении земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц и предназначенных для целей, не связанных с ведением личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что их площадь увеличивается в результате этого не более чем на десять процентов.
В целях соответствия предлагаемой редакции подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 39 28 Земельного кодекса пункт 9 статьи 39 29 Земельного кодекса дополнен новым подпунктом 14. Содержание пункта 4 статьи 39 28 Земельного кодекса актуализировано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В целях подготовки настоящего заключения необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 4 Правил при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), независимо от наличия (либо отсутствия) в законопроекте обязательных требований.
В отношении законопроекта имеются следующие замечания.
1. Содержание пункта 4 статьи 39 28 Земельного кодекса предлагается актуализировать, указав, что вместо кадастрового паспорта или кадастровых паспортов к соглашению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - соглашение), прилагается выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в отношении земельных участков, которые образуются в результате перераспределения.
Вместе с тем проектируемое регулирование не представляет возможности определить, кем именно должна быть представлена выписка из ЕГРН. Следовательно, в законопроекте предлагается установить обязательность приложения к соглашению выписки из ЕГРН, не уточнив, у кого из участников правоотношений возникнет обязанность по ее представлению.
В случае если обязанность по представлению выписки из ЕГРН предлагается закрепить за уполномоченным органом, в тексте проектируемого пункта 4 статьи 39 28 следует уточнить, что обязательным приложением к указанному в пункте 2 статьи 39 28 Земельного кодекса соглашению является выписка из ЕГРН, полученная посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Если предполагается, что выписку из ЕГРН обязан представлять заявитель, соответствующие изменения необходимо внести в пункт 3 статьи 39 29 Земельного кодекса.
Кроме того, установление обязанности заявителя представлять выписку из ЕГРН, если получение указанной выписки сопряжено с расходами, необходимо дополнительно обосновать в соответствии с Методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669.
Во избежание нарушения принципов обоснованности, правовой определенности и системности, закрепленных статьями 6 и 7 Федерального закона N 247-ФЗ, законопроект нуждается в доработке в указанной части.
2. В целях обеспечения системного единства, как требует часть 2 статьи 7 Федерального закона N 247-ФЗ, а также во избежание противоречия пункту 4 статьи 39 29 Земельного кодекса содержание пункта 13 статьи 39 29 Земельного кодекса необходимо скорректировать, заменив слова "кадастрового паспорта" словами "выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении", либо представить обоснование нецелесообразности такого изменения.
3. С целью обеспечения единообразия формулировок, содержащихся в нормах Земельного кодекса, считаем необходимым проектируемую редакцию подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса после слов "в результате этого" дополнить словом "перераспределения".
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного законопроектом, обоснованы;
в случае учета отмеченных замечаний в законопроекте не будет содержаться положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
законопроект не устанавливает обязательные требования в соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ.
Департамент регуляторной политики |
А.И. Херсонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.