Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов"
(подготовлен Минздравом России 22.12.2023 г.)
В соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 4 и 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5798; 2013, N 24, ст. 2999);
пункт 1 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам определения статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. N 909 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской Федерации по вопросам определения статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5218);
постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2006 г. N 449 "О внесении изменений в Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3408);
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 78 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 9, ст. 1246);
пункт 13 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 882 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 5002);
пункт 3 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999);
постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. N 1923 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 47, ст. 8433).
3. В пункте 81 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 183; N 2, ст. 536) цифры "679," исключить.
4. Пункт 679 и раздел "Государственный надзор в области обеспечения санитарной или горно-санитарной охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора" перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 2, ст. 471), исключить.
5. Установить, что:
настоящее постановление вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования;
Положение, утвержденное настоящим постановлением, действует до 1 сентября 2030 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___" _____________ 2024 г. N ____
Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
I. Общее положение
1. Настоящее Положение определяет порядок установления, изменения округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов и прекращения их существования (далее - округа санитарной (горно-санитарной) охраны).
2. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в целях охраны природных лечебных ресурсов и обеспечивают сохранение природных лечебных ресурсов.
3. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются на период сохранения природных лечебных ресурсов.
4. Решение об установлении, изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны или о прекращении их существования принимает:
Министерство здравоохранения Российской Федерации в случае, если округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в целях охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов;
высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в случаях, если округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в целях охраны природных лечебных ресурсов, не указанных в абзаце втором настоящего пункта.
5. Основанием для принятия решения об установлении, изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны, прекращении их существования является:
а) в отношении решения об установлении округов санитарной (горно-санитарной) охраны:
признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом;
б) в отношении решения об изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны:
исключение природного лечебного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов, исключение сведений о природном лечебном ресурсе из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации или прекращение действия специального медицинского заключения в отношении природного лечебного ресурса в случае, если на соответствующей территории помимо природного лечебного ресурса, который исключен из классификации природных лечебных ресурсов, сведения о котором были исключены из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации или в отношении которого прекращено действие специального медицинского заключения, расположены иные природные лечебные ресурсы, в отношении которых был установлен общий округ санитарной (горно-санитарной) охраны;
в) в отношении решения о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны:
исключение природного лечебного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов, исключение сведений о природном лечебном ресурсе из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации или прекращение действия специального медицинского заключения в отношении природного лечебного ресурса, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.
6. Обозначение на местности установленных границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов и их зон не осуществляется.
II. Порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны и о прекращении их существования
Порядок подготовки и принятия решений об установлении,изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, о прекращении их существования
7. Решение об установлении, изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, о прекращении их существования принимается Министерством здравоохранения Российской Федерации в форме приказа (далее - решение Министерства здравоохранения Российской Федерации), подготовка которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для принятия (издания) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, с учетом заключения Экспертного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (далее - экспертный совет), содержащим рекомендации об установлении, изменении или о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
8. Документы, необходимые для подготовки проекта решения Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - документы, необходимые для подготовки проекта решения Министерства здравоохранения Российской Федерации), разрабатываются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству здравоохранения Российской Федерации (далее - учреждение), и представляются на бумажном носителе, подписанные руководителем учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности, или в виде электронных документов (за исключением случаев, когда документы содержат сведения, составляющие государственную тайну), подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Документы, необходимые для подготовки проекта решения Министерства здравоохранения Российской Федерации, вносятся с соблюдением установленных требований информационной безопасности, а документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
9. Подготовка проекта решения Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществляется уполномоченными структурными подразделениями Министерства здравоохранения Российской Федерации в течение 120 календарных дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Положения от учреждения.
10. Документы, необходимые для подготовки проекта решения Министерства здравоохранения Российской Федерации, поступившие от учреждения, рассматриваются экспертным советом в срок не более 90 календарных дней.
11. В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения Министерства здравоохранения Российской Федерации об установлении либо изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны, Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет указанное решение и комплект документов, предусмотренный пунктом 37 настоящего Положения, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении Министерства здравоохранения Российской Федерации, в том числе ее наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости, в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения Министерства здравоохранения Российской Федерации о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны, Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет указанное решение в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в уполномоченные органы местного самоуправления, осуществляющие введение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, на территории, которых установлен округ санитарной (горно-санитарной) охраны.
12. Информация об округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, размещается Министерством здравоохранения Российской Федерации в государственном реестре курортного фонда Российской Федерации
Порядок подготовки и принятия решений об установлении,изменении или о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, за исключением природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов
13. Решение об установлении, изменении или о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, за исключением природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, принимается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в виде нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (далее - решение субъекта Российской Федерации), подготовка которого осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации для издания нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Документы, необходимые для подготовки проекта решения субъекта Российской Федерации об установлении, изменении и о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального значения, представляются в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации на бумажном носителе, подписанные руководителем такого органа либо лицом, исполняющим его обязанности, или в виде электронных документов (за исключением случаев, когда документы содержат сведения, составляющие государственную тайну), подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
14. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, не могут быть расположены на территории округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального или курортного региона.
15. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации направляет в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в уполномоченные органы местного самоуправления, осуществляющие ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, на территории которых установлен, изменен или прекратил существование округ санитарной (горно-санитарной) охраны, в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения субъекта Российской Федерации:
а) в случае установления и изменения округов санитарной (горно-санитарной) охраны или их зон:
решение субъекта Российской Федерации об установлении или изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны или его зон, в том числе его наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в его границах;
б) в случае прекращения существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны:
решение субъекта Российской Федерации о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального значения.
16. Информация об округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, размещается уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в государственном реестре курортного фонда Российской Федерации.
III. Перечень объектов и территорий, в целях защиты и сохранения которых устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны
17. Объектами и территориями, в целях защиты и сохранения которых устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, являются:
минеральные воды;
лечебные грязи;
имеющие лечебные свойства полезные ископаемые и специфические минеральные ресурсы (рапа лиманов и озер, бишофит, лечебные солей);
лечебные природные газы;
лечебный климат.
IV. Правила определения размеров округов санитарной (горно-санитарной) охраны
18. В границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны включаются земли, земельные и лесные участки, части таких участков, обладающие (располагает) природными лечебными ресурсами, водные объекты, части таких объектов, содержащие природные лечебные ресурсы.
В целях охраны минеральных вод, лечебных грязей, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, лечебных природных газов устанавливаются округа горно-санитарной охраны.
В целях охраны лечебного климата устанавливаются округа санитарной охраны.
19. В границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны могут выделяться до трех зон (первая, вторая, третья), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков.
В границах округа санитарной охраны, который устанавливается исключительно в целях охраны лечебного климата, выделение зон, не осуществляется.
В границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны, который устанавливается в целях охраны природных лечебных ресурсов, содержащихся в отдельно расположенных природных объектах, имеющих высокую степень естественной защищенности, может устанавливаться только одна (первая) зона.
20. Если при подготовке решений об установлении, изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны в целях охраны отдельных природных лечебных ресурсов выявится пересечение границ таких округов санитарной (горно-санитарной) охраны и (или) их зон, может приниматься решение об установлении общего округа санитарной (горно-санитарной) охраны в целях охраны данных природных лечебных ресурсов.
21. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебных ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, атмосферный воздух, поверхностные водные объекты и иные объекты), должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области геологического изучения, использования и охраны недр, а также требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
22. Документация на проектируемые в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны объекты подлежит государственной экологической экспертизе в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
23. Разработка проектов округов санитарной охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей, курортов федерального значения, курортных регионов производится учреждением, согласованным с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченным исполнительным органом субъекта(субъектов) Российской Федерации, а проектов округов горно-санитарной охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей, курортов федерального значения, курортных регионов, - также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях (в случае нахождения водного объекта на территории, признанной лечебно-оздоровительной местностью или курортом), выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
24. Проект округа санитарной охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей, курортов федерального значения, курортных регионов, согласовывается с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и исполнительным органом субъекта(ов) Российской Федерации, а проект округа горно-санитарной охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей, курортов федерального значения, курортных регионов, - также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
V. Перечень ограничений использования земельных участков, которые устанавливаются в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны
25. На территории округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается режим, обеспечивающий сохранение природных лечебных ресурсов и запрещающий любые виды работ, приводящих к загрязнению почвы, водных объектов и атмосферного воздуха, наносящих ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущих к развитию эрозионных процессов и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Указанный режим должен предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
26. В границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны запрещается проживание, а также осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением связанных с геологическим изучением, разведкой и добычей минеральных вод, лечебных грязей, лечебных природных газов, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в целях организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, с предупреждением и ликвидацией опасных природных явлений и техногенных процессов на данной территории.
27. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в целях организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
28. В границах второй и третьей зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, загрязняющей окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящей к их истощению (утрате), истощению (утрате) их лечебных свойств.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в лесах и других зеленых насаждениях, имеющих лечебно-оздоровительные свойства и выполняющих санитарно-гигиенические функции, разрешается применение безопасных для здоровья человека и среды его обитания и быстро разлагающихся в природной среде пестицидов при условии выполнения соответствующих работ специализированными организациями.
На территории второй зоны запрещаются строительство объектов и сооружений, за исключением объектов и сооружений, связанных непосредственно с созданием и развитием сферы санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.
Перечень требований к параметрам зданий (сооружений), размещение которых допускается и (или) запрещается в границах второй и третьей зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается согласно приложению к настоящему Положению.
В границах второй и третьей зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны запрещается вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом, санитарных рубок, рубок, связанных с реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, и некапитальных строений, сооружений санаторно-курортных учреждений, а также непосредственно связанных с созданием и развитием сферы санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, иное использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов.
29. Выборочное установление отдельных ограничений использования земельных участков, водных объектов, их частей при установлении округов санитарной (горно-санитарной) охраны с учетом условий использования территории, предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
VI. Правила определения размеров зон, выделяемых в округах санитарной (горно-санитарной) охраны
30. Определение размеров зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется в зависимости от природного лечебного ресурса, находящегося в границах лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона.
31. Определение размеров зон горно-санитарной охраны минеральных вод зависит от степени естественной защищенности эксплуатируемого водоносного горизонта:
к защищенным минеральным водам относятся напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющиеся в пределах округа горно-санитарной охраны сплошную водоупорную кровлю, исключающую возможность местного питания из вышележащих недостаточно защищённых водоносных горизонтов;
к недостаточно защищенным минеральным водам относятся напорные и безнапорные межпластовые воды, и воды первого от поверхности водоносного горизонта, получающего питание на площади округа горно-санитарной охраны в результате инфильтрации атмосферных осадков или из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов через гидрогеологические окна или проницаемые породы кровли, а также из водотоков и водоёмов путём непосредственной гидравлической связи;
к слабозащищенным минеральным водам относятся напорные воды, перекрытые водоупором, достаточно выдержанным по площади, но с нарушением сплошности (наличие литологических окон, зон интенсивной трещиноватости, разломов), снижающей защищенность минеральных вод;
к незащищенным минеральным водам относятся подземные минеральные воды первого от поверхности горизонта или имеющие с ним гидравлическую связь.
Граница первой зоны округа горно-санитарной охраны устанавливается:
на расстоянии 10 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки при использовании защищенных минеральных вод;
на расстоянии 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки при использовании недостаточно защищенных подземных природных минеральных вод;
на расстоянии 50 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки при использовании слабозащищенных подземных природных минеральных вод;
на расстоянии 70 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки при использовании незащищенных подземных природных минеральных вод;
Граница второй зоны округа горно-санитарной охраны определяется гидродинамическими расчетами, учитывающими время продвижения бактериологического загрязнения с потоком подземных вод, по формуле:
где:
Q - производительность водозабора;
T1 - время выживания микроорганизмов в условиях водоносного пласта: для защищенных водоносных горизонтов 400 дней, для незащищенных водоносных горизонтов 200 дней;
m - суммарная мощность эксплуатируемых водоносных горизонтов;
n - активная пористость пород.
Граница третьей зоны округа горно-санитарной охраны определяется гидродинамическими расчетами, учитывающими время продвижения химического загрязнения с потоком подземных вод, по формуле:
где:
Q - производительность водозабора;
Т2 - принимается как средний срок эксплуатации водозабора - 30 лет;
m - суммарная мощность эксплуатируемых водоносных горизонтов;
п - активная пористость пород.
32. Определение размеров зон округа горно-санитарной охраны месторождений лечебной грязи, рапы лиманов и озер зависит от особенностей рельефа.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны горно-санитарной охраны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима.
Высокую степень естественной защищенности имеют следующие месторождения лечебных грязей:
месторождения с водоупорной кровлей, которая при фильтрации поверхностного и грунтового стоков обеспечивает процессы микробного самоочищения, а также устойчивость к химическому загрязнению;
грязевые месторождения, приуроченные к озерам, питаемыми высокоминерализованными подземными водами вследствие высокой способности вод и грязей таких водоемов к самоочищению от различных видов загрязнений;
верховые торфяные месторождения, расположенные на водораздельных пространствах и высоких террасах, с преобладающим типом водного питания атмосферными водами;
грязевые сопки благодаря средней и высокой минерализации грязей и периодическому поступлению новых чистых порций грязи;
грязевые месторождения с уклоном берега до трех градусов, при котором резко снижаются скорости поступления поверхностного стока к грязевым водоемам, что способствует процессам самоочищения.
Для месторождений лечебных грязей, имеющих высокую степень естественной защищенности, границы первой зоны округа горно-санитарной охраны устанавливаются на расстоянии 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Границы первой зоны округа горно-санитарной охраны для месторождений лечебных грязей, рапы лиманов и озер, не имеющих высокую степень естественной защищенности, границы первой зоны округа горно-санитарной охраны устанавливаются на расстоянии 100 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Границы второй зоны округа горно-санитарной охраны откладываются от уреза воды, при летне-осенней межени, а для залежи торфа на сухих болотах от нулевой отметки и должны быть расположены на расстоянии:
при равнинном рельефе местности - 500 метров;
при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону водного объекта (или сухого болота).
При наличии в районе месторождения водных объектов, расположенных ниже по рельефу (реки, озера, обводненных болот), являющихся естественными дренажами для перехвата поверхностных и грунтовых вод, граница второй зоны округа горно- санитарной охраны должна проводиться по данному водному объекту.
Морские границы второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны при охране рапы и месторождений лечебных грязей прибрежных лиманов должны проводиться на расстоянии 2000 метров от береговой линии.
Границы третьей зоны округа горно-санитарной выделяются по геоморфологическому признаку и охватывают всю территорию, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей.
При наличии в районе месторождения водных объектов, расположенных ниже по рельефу (реки, озера, обводненных болот), являющихся естественными дренажами для перехвата поверхностных и грунтовых вод, границы второй и третьей зоны округа горно-санитарной охраны совпадают.
Морские границы второй и третьей зоны округа горно-санитарной охраны, при охране рапы и месторождений лечебных грязей прибрежных лиманов совпадают.
33. Определение размеров зон округов горно-санитарной охраны месторождений бишофита и лечебных солей зависят от технологии разработки месторождений (скважинная добыча методом растворения, горный способ, или выпариванием твердых солей из рапы озер и лиманов).
При использовании скважинного метода определение границ первой, второй и третьей зоны округа зоны горно-санитарной охраны осуществляется также, как и для защищенных водоносных горизонтов подземных минеральных вод.
Первая, вторая и третья зоны округа горно-санитарной охраны устанавливаются, как для добывающих скважин, так и для скважин, работающих на поглощение (закачка воды в пласт для растворения бишофита).
При горном способе добычи лечебных солей и бишофита границы первой зоны округа горно-санитарной охраны устанавливаются на расстоянии 25 метров от нулевых границ залежи.
При горном способе добычи лечебных природных солей и бишофита границы второй и третьей зон округа горно-санитарной охраны совпадают и определяются площадью балансовых запасов на плановый период существования горного предприятия.
При добыче твердых солей выпариванием из рапы озер и лиманов границы первой, второй и третьей зон округа горно-санитарной охраны определяются как для защиты месторождений лечебной грязи, рапы лиманов и озер.
34. Определение размеров округа горно-санитарной охраны лечебных природных газов осуществляется исключительно в отношении первой зоны.
Границы первой зоны округа горно-санитарной охраны устанавливаются по пространственным границам участка недр, где располагается месторождение лечебных природных газов.
Границы второй и третьей зоны округа горно-санитарной охраны для месторождений лечебных природных газов не устанавливаются.
35. Определение размеров округа санитарной охраны лечебного климата зависит от ландшафтных, климатических и физико-географических условий территории.
Границы округа санитарной охраны, установленного в целях охраны лечебного климата, определяются с учетом розы ветров и составляют:
для лесной зоны: 500 метров от границы лечебно-оздоровительной местности, курорта или территории санаторно-курортной организации в направлении господствующих ветров и 250 метров в других направлениях;
для зоны степей, полупустынь и тундры, а также для территорий с распаханностью более 75 %: 1000 метров от границы лечебно-оздоровительной местности, курорта или территории санаторно-курортной организации в направлении господствующих ветров и 500 метров в других направлениях;
при наличии на территории, отнесенной к зоне степей, полупустынь и тундры, крупных лесных массивов площадью более 10 км2, в пределах которого расположены лечебно-оздоровительная местность, курорт или территория санаторно-курортной организации, границы определяются как для лесной зоны.
VII. Исчерпывающий перечень документов, представляемых для принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны
36. Подготовка графического описания местоположения границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны, перечня координат характерных точек границ таких округов, сведений о режиме использования земель в устанавливаемых (изменяемых) границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны обеспечивается при подготовке такого округа.
Обязательным приложением к решению об установлении и изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны являются сведения о границе и о зонах таких округов, содержащие графическое описание местоположения границы и зон таких округов, перечень координат характерных точек этих границы и зон в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Графическое описание местоположения границы и зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей, курортов или курортного региона, перечень координат характерных точек этих границы и зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, должны быть подготовлены в виде электронного документа (формат XML) по форме и требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
37. Подготовка проекта решения Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществляется на основании следующих документов:
а) в случае установления или изменения округов санитарной (горно-санитарной) охраны (или их зон):
проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны, подготовленный в соответствии с настоящим Положением, содержащего:
графическое описание местоположения границ такого округа с перечнем координат характерных точек этих границ, составленных с учетом государственной системы координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, а также требования к режиму округа санитарной (горно-санитарной) охраны;
протокол заседания государственной или территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых, находящихся в границах территории, признанной лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом;
специальное(ые) медицинское(ие) заключение(я) о современном состоянии используемом(ых) природного(ых) лечебного(ых) ресурса(ов);
санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях;
перечень объектов, расположенных в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны, подлежащих перепрофилированию, выносу или упразднению с их технической оценкой и указанием собственников (при необходимости);
топографический план территории с экспликацией угодий (в случае их наличия), и сведениями об их правообладателях;
перечень действующих санаторно-курортных организаций, организаций отдыха, объектов по использованию природных лечебных ресурсов (каптажей, бюветов, ванных зданий, грязелечебниц, соляриев, терренкуров, пляжей, парков, трубопроводов, резервуаров), расположенных в границах проектируемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны с их технической оценкой и указанием правообладателей;
б) в случае прекращения существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны:
информация о списании всех запасов минеральных вод, лечебных грязей, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, лечебных природных газов с государственного баланса полезных ископаемых или о признании таких запасов утраченными в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке либо о признании в установленном Правительством Российской Федерации порядке лечебного свойства природного лечебного ресурса истощенным (утраченным) (при наличии);
решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти об исключении природного лечебного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов, предусмотренной статьей 21 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (при наличии);
выписка из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации об исключении сведений о природном лечебном ресурсе (при наличии);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении упраздняемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
38. Подготовка проекта решения субъекта Российской Федерации осуществляется на основании следующих документов:
а) в случае установления или изменения округов санитарной (горно-санитарной) охраны - документы, перечисленные в подпункте "а" пункта 37 настоящего Положения.
б) в случае прекращения существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны - документы, перечисленные в подпункте "б" пункта 37 настоящего Положения.
VIII. Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в решениях об установлении, изменении, о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны
39. В проекте решения Министерства здравоохранения Российской Федерации или проекте решения субъекта Российской Федерации указываются:
а) в случае установления или изменения округов санитарной (горно-санитарной) охраны:
наименование природного лечебного ресурса, расположенного в границах лечебно-оздоровительной местности, курорта и курортного региона;
вид округа - санитарной или горно-санитарной охраны;
сведения о зонах, их количестве, либо сведения об изменении зон;
сведения об органе государственной власти, обязанном возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением округов санитарной (горно-санитарной) охраны, их зон;
сроки наступления обязанности по возмещению убытков.
б) в случае прекращения существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны:
наименование упраздняемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны или его зоны, реквизиты решений об утверждении и последующих изменениях упраздняемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны или его зоны, учетный и (или) реестровый номер упраздняемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны или его зоны согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости.
IX. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решений об установлении, изменении, о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны
40. Отказ Министерства здравоохранения Российской Федерации в подготовке проекта Министерства здравоохранения Российской Федерации должен быть мотивирован и приниматься с учетом рекомендаций Экспертного совета и при наличии хотя бы одного из следующий оснований:
в случае содержания в документах, предусмотренных пунктом 37 настоящего Положения, недостоверных сведений;
в случае подготовки и согласования проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны в нарушение требований, определенных настоящим Положением.
Приложение
к Положению об округах
санитарной (горно-санитарной) охраны
природных лечебных ресурсов
Перечень требований к параметрам зданий (сооружений), размещение которых допускается и(или) запрещается в границах второй и третьей зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны
I. Требования к параметрам зданий (сооружений), размещение и осуществление которых допускается в границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны
1. В границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны допускается размещение зданий (сооружений), связанных непосредственно с созданием и развитием сферы санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации:
1) капитальных строений, предназначенных для размещения приемного отделения или регистратуры, диагностических отделений (кабинетов) лечебных отделений (кабинетов);
2) климатопавильонов;
3) грязелечебниц;
4) бальнеологических лечебниц;
5) питьевых источников (питьевых бюветов или галерей);
6) капитальных строений, предназначенных для круглосуточного пребывания граждан;
7) административно-хозяйственных строений;
8) установок по обеспечению электрической энергией, водой, газом и паром, использующих в качестве топлива, в том числе резервного, природный газ или электроэнергию.
9) линейных сооружений;
10) строений, сооружений, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
11) каптажных сооружений;
12) малых архитектурных форм.
5. В границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны допускается строительство дорог, не допускающих транзитное движение транспортных средств.
6. В границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны допускается размещение коллективных стоянок автотранспорта с соответствующей системой очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод.
7. В границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны допускается строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок с централизованными системами водоснабжения и канализации.
II. Требования к параметрам зданий (сооружений), размещение которых запрещается в границах третьей зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны
В границах третьей зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается запрет на:
1. Осуществление в здании (сооружении), оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности:
1) по производству кокса;
2) по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа;
3) по производству нефтепродуктов;
4) по добыче и (или) обогащению железных руд;
5) по добыче и (или) подготовке руд цветных металлов (алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, титана, тантала, ванадия), руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины) за исключением оловянных руд, титановых руд, хромовых руд, руд и песков драгоценных металлов на россыпных месторождениях;
6) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с применением установок, использующих в качестве топлива, в том числе резервного, нефтепродукты или твердое топливо;
7) по металлургическому производству;
8) по производству химических веществ и химических продуктов;
9) по производству пестицидов и минеральных удобрений;
10) по обращению с отходами производства и потребления;
11) по обеззараживанию и (или) обезвреживанию, в том числе термическим способом, биологических и (или) медицинских отходов;
12) по размещению отходов производства и потребления;
13) по производству целлюлозы и (или) древесной массы, бумаги и (или) картона;
14) по производству кожи и изделий из кожи;
15) по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций;
16) по обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива;
17) по эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
18) по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях;
19) по производству газа;
20) по производству сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка, резиновых изделий на основе резиновых смесей;
21) по производству обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;
22) по складированию и хранению нефти и продуктов ее переработки, пестицидов, агрохимикатов;
23) по производству неметаллической минеральной продукции с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон;
24) по хранению и (или) уничтожению химического оружия;
25) по производству фармацевтических субстанций.
2. Размещение здания (сооружения), которое является:
1) объектом инфраструктуры порта, расположенного на внутренних водных путях Российской Федерации;
2) объектом инфраструктуры морского порта;
3) объектом, предназначенным для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок;
4) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта, за исключением объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта, предназначенных для пассажирских перевозок;
5) объектом размещения отходов производства;
6) объектом обработки отходов производства и потребления.
3. Осуществление в здании (сооружении), оказывающем негативное воздействие на окружающую среду:
1) хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах";
2) хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации;
3) хозяйственной и (или) иной деятельности, не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.