Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"
(подготовлен Минэнерго России от 16.11.2023)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5525; 2009, N 17, ст. 2088; 2012, N 23, ст. 3008, N 41, ст. 5636; 2013, N 50, ст. 6598, N 44, ст. 5765; 2016, N 40, ст. 5735; 2021 N 42, ст. 7123; 2023, N 13, ст. 2279).
2. Пункт 12 изменений, утверждаемых настоящим постановлением, вступает в силу с 1 июля 2024 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2023 г. N
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям
1. В пункте 9:
подпункт "и" дополнить вторым предложением следующего содержания:
"В отношении заявителей, указанных в пунктах 121, 132 - 135 или 14 настоящих Правил, сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств указываются по желанию заявителя.";
дополнить подпунктом "о" следующего содержания:
"о) в отношении заявителей, не соответствующих критериям, указанным в абзацах первом, четвертом, пятом, двадцатом и двадцать шестом пункта 17 настоящих Правил - информация о намерении определения под границей участка заявителя предусмотренного проектом на объект капитального строительства вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита). Указанная информация подлежит указанию по желанию заявителя.".
2. В подпункте "а" пункта 12 1 слова "подпунктами "а" - "в" и "и" - "л" пункта 9 заменить словами "подпунктами "а" - "в" и "к" - "л" пункта 9".
3. В подпункте "а" пункта 132 слова "подпунктами "а" - "в" и "и" пункта 9" заменить словами "подпунктами "а" - "в" пункта 9".
4. В подпункте "а" пункта 13 3 словами "и "и" - "л" пункта 9" заменить словами "и "к" - "л" пункта 9".
5. В подпункте "в" пункта 13 4 слова "подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9" заменить словами "подпунктами "б" и "л" пункта 9".
6. В подпункте "в" пункта 13 5 слова "подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9" заменить словами "подпунктами "б" и "л" пункта 9".
7. В подпункте "в" пункта 14 слова "подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9" заменить словами "подпунктами "б" и "л" пункта 9".
8. Абзац третий пункта 15 дополнить вторым предложением следующего содержания:
"Если технические условия предусматривают мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства - от существующих до присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, по которым стандартизированные тарифные ставки на период регулирования не установлены сетевая организация для установления соответствующих стандартизированных ставок направляет в течение 20 календарных дней с даты поступления заявки материалы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Проект договора и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору направляются в течение 3 рабочих дней со дня установления соответствующих стандартизированных тарифных ставок органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.".
9. Подпункт "г" пункта 16 дополнить вторым предложением следующего содержания:
"В случаях, установленных настоящими Правилами, при которых строительство объектов электросетевого хозяйства на земельном участке заявителя осуществляется сетевой организацией, при исполнении договора заявитель обязан в границах земельного участка заявителя урегулировать отношения с третьими лицами, в том числе в части получения необходимой для строительства (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, расположенных в границах земельного участка заявителя, исходно-разрешительной документации, на безвозмездной основе обеспечить сетевой организации возможность осуществления необходимых в соответствии с техническими условиями и разработанной сетевой организацией проектной документацией строительно-монтажных работ в границах земельного участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, а также безвозмездное размещение на основании публичного сервитута и безвозмездный беспрепятственный доступ на земельный участок в целях эксплуатации построенных сетевой организацией на участке заявителя объектов электросетевого хозяйства, необходимых для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.".
10. Абзац третий пункта 161 изложить в следующей редакции:
"При осуществлении технологического присоединения, планируемого к строительству и (или) первичному вводу в эксплуатацию многоквартирного дома или дома блокированной застройки под границей участка заявителя понимается предусмотренное проектом такого дома (объекта капитального строительства) вводное устройство (вводно-распределительное устройство, главный распределительный щит). При присоединении иных энергопринимающих устройств при указании заявителем в заявке информации в соответствии с подпунктом "о" пункта 9 настоящих Правил сетевая организация вправе при расчете размера платы за технологическое присоединение и разработке технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора, определить под границей участка заявителя вводное устройство (вводно-распределительное устройство, главный распределительный щит). Если для заявителя установлено требование осуществления закупки с соблюдением требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и таким заявителем в заявке указана информация в соответствии с подпунктом "о" пункта 9 настоящих Правил сетевая организация обязана при расчете размера платы за технологическое присоединение и разработке технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора, определить под границей участка заявителя вводное устройство (вводно-распределительное устройство, главный распределительный щит) вне зависимости от наличия согласия сетевой организации)".
11. Абзац четвертый пункта 21 изложить в следующей редакции:
"Системный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявку и осуществляет согласование проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов по производству электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии), максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше в Единой энергетической системе России (превышает 670 кВт или увеличивается на 670 кВт и выше в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе), а также в случае изменения точек присоединения, категории надежности электроснабжения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему выдачи мощности или схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных объектов по производству электрической энергии или энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, установленная генерирующая или максимальная мощность которых превышает 5 МВт в Единой энергетической системе России (670 кВт в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе), либо в тот же срок направляет сетевой организации обоснованные замечания к проекту технических условий, которые подлежат учету сетевой организацией."
12. Абзац первый пункта 34 изложить в следующей редакции:
"34. Лица, имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе по соглашению с иными владельцами энергопринимающих устройств снизить объем максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу иных владельцев от объема максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя, в точке присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации или в соответствующем объеме части максимальной мощности на центре питания (с учетом положений пункта 34(3) настоящих Правил). При осуществлении перераспределения максимальной мощности в электрических сетях классом напряжения от 0,4 до 35 кВ центром питания считается питающая подстанция с классом напряжения 35 кВ, при осуществлении перераспределения максимальной мощности в электрических сетях классом напряжения свыше 35 кВ центром питания считается распределительное устройство подстанции, к которому осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица, перераспределяющего свою максимальную мощность. В отношении лиц, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществлено после 1 января 2009 года, перераспределение максимальной мощности на центре питания может быть осуществлено только при наличии технической возможности технологического присоединения, определяемой сетевой организацией в соответствии с критериями, установленными пунктом 28 настоящих Правил. В отношении потребителей, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых было осуществлено до вступления в силу настоящих Правил, перераспределение максимальной мощности в пользу иных потребителей может быть осуществлено только после переоформления документов о технологическом присоединении в порядке, установленном разделом VIII настоящих Правил. Потребители электрической энергии, энергоснабжение энергопринимающих устройств которых осуществляется по третьей категории надежности электроснабжения, не вправе перераспределять свою максимальную мощность в пользу потребителей, энергоснабжение энергопринимающих устройств которых осуществляется по первой или второй категориям надежности электроснабжения.".
13. Предложение третье пункта 404 изложить в следующей редакции:
"Опосредованное присоединение энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, обеспечивающих энергоснабжение линий связи, сооружений связи, средств связи, средств телевизионного вещания и радиовещания, максимальная мощность которых составляет не более 150 кВт включительно, при присоединении к существующим объектам автомобильных дорог, в том числе дорожным сооружениям, являющимся технологической частью автомобильных дорог, может быть осуществлено вне зависимости от даты присоединения энергопринимающих устройств садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, объектов автомобильных дорог, в том числе дорожных сооружений, являющимся технологической частью автомобильных дорог к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - проект постановления) разработан в целях упрощения условий осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, а также в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 04.09.2021 N Пр-1723 по вопросу перехода к целевой модели, обеспечивающей технологическое присоединение к электрическим сетям базовых станций и инфраструктуры подвижной радиотелефонной связи вдоль автомобильных дорог и подпункта "д" пункта 8 перечня поручения Президента Российской Федерации от 24.10.2020 N Пр-1726ГС в части обеспечения внесения в нормативные правовые акты изменений, предусматривающих создание инфраструктуры для размещения линий и оборудования связи при строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего пользования.
Принятие постановления необходимо для повышения доступности энергетической инфраструктуры, в целях обеспечения доступной электроэнергией потребителей и населения Российской Федерации, с целью развития экономики.
Предлагаемое регулирование совершенствует процедуру технологического присоединения к электрическим сетям.
Проектом постановления предусматриваются следующие положения:
- снятие запрета на опосредованное присоединение энергопринимающих устройств, обеспечивающих энергоснабжение линий связи, сооружений связи, средств связи, средств телевизионного вещания и радиовещания, максимальная мощность которых составляет не более 150 кВт;
- снятие с 1 июля 2024 года запрета на перераспределение мощности энергопринимающих устройств (синхронизировано со сроками указными в федеральном законе от 16.02.2022 г. N 12-ФЗ);
- предоставление возможности определения под границей участка заявителя, предусмотренного проектом на объект капитального строительства вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита) по соглашению сторон;
- исключение для "льготных" категорий заявителей указывать в заявке сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств;
- урегулирование порядка направления проекта договора при отсутствии установленной стандартизированной тарифной ставки.
Предлагаемые изменения вступают в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, предусматривающих снятие запрета на перераспределение мощности энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" срок вступления в силу и срок действия постановления определяется без учета положений частей 1 и 4 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках обеспечения ФАС России контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.