Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 733"
(подготовлен Минцифры России 29.12.2023 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 733 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 21, ст. 3585; 2022, N 1, ст. 252).
2. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления представить на утверждение в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Президиум) перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме, в отношении которых соответствующими федеральными органами исполнительной власти осуществляются формирование и актуализация типовых моделей витрин данных в федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее соответственно - единая информационная платформа, перечень);
в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления представить на утверждение в Президиум методические рекомендации, указанные в пункте 10 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 733 (далее - Положение).
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации, территориальным государственным внебюджетным фондам, органам местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме осуществлять создание и ведение витрин данных на основании типовых моделей витрин данных в соответствии с утвержденным перечнем.
4. Установить, что мероприятия, предусмотренные Положением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2023 г. N
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 733
1. Пункты 3 и 4 признать утратившими силу.
Пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления и далее раз в полгода представлять на утверждение в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности графики создания витрин данных органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее - витрины данных), согласованные с федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в части государственных данных, обладателями которых они являются.";
Пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации в соответствии с Положением, методическими рекомендациями, указанными в пункте 10 Положения, и графиками, указанными в пункте 5 настоящего постановления, обеспечить создание витрин данных, предоставление и актуализацию государственных данных в витринах данных.";
Пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации, органам управления территориальными государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, иным органам и организациям осуществлять подключение к единой информационной платформе и ее использование, а также создание витрин данных в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в пункте 10 Положения."
2. В Положении о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", утвержденном указанным постановлением:
а) в пункте 2:
в абзаце втором после слов "для представления государственных данных в подсистему" дополнить словами "обработки государственных данных и подсистему";
после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:
""набор данных для искусственного интеллекта" - совокупность данных, прошедших предварительную подготовку (обработку) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и необходимых для разработки программного обеспечения на основе искусственного интеллекта;";
в абзаце шестом слова "органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации" заменить словами "исполнительные органы субъектов Российской Федерации", после слов "организаций государственного сектора" дополнить словами "или иных данных, необходимых для исполнения государственных функций и (или) оказания государственных услуг";
абзац десятый изложить в следующей редакции:
"управление государственными данными" - реализуемое с использованием единой информационной платформы управление моделью государственных данных и качеством государственных данных, сбором, загрузкой, преобразованием, хранением, удалением, предоставлением, анализом и визуализацией государственных данных.";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Единая информационная платформа входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, и создается в целях повышения эффективности обмена и использования государственных данных.";
в) в пункте 4:
абзац седьмой после слов "обеспечение сбора," дополнить словами "обработки, хранения, предоставления";
г) в пункте 5
в абзаце седьмом слова "Информационный портал" заменить словами "Портал управления данными";
дополнить абзацем следующего содержания:
"подсистема обработки государственных данных.";
д) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:
"В роли обладателя и (или) пользователя государственных данных от имени исполнительных органов субъектов Российской Федерации, территориального государственного внебюджетного фонда в случаях, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации, от имени органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных муниципальными правовыми актами, может выступать исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере информационно-коммуникационных технологий и организации информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и (или) автоматизированными системами федеральных органов исполнительной власти.";
е) дополнить пунктом 61 следующего содержания:
"61. Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся участниками единой информационной платформы и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в соответствии с перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме, в отношении которых осуществляется формирование и актуализация типовых моделей витрин данных, утвержденным президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Президиум), осуществляют по согласованию с оператором единой информационной платформы формирование и актуализацию типовых моделей витрин данных для применения исполнительными органами субъектов Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, территориальные государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, являющиеся участниками единой информационной платформы, выступающие в роли обладателя государственных данных, при необходимости осуществляют создание и ведение витрин данных на основе соответствующей типовой модели витрин данных, разрабатываемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.";
ж) в пункте 7:
абзац второй дополнить словами "в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в пункте настоящего 10 Положения (далее - методические рекомендации)";
в абзаце третьем слово "представление" заменить словами "формирование и ведение";
после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:
"создание или изменение регламентированных запросов к государственным данным в целях оказания государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, ведение описаний видов сведений;";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"обеспечение возможности доступа к государственным данным с использованием видов сведений и (или) регламентированных запросов единой системы межведомственного электронного взаимодействия в части информационных ресурсов и систем, операторами которых они являются;";
абзац пятый дополнить словами "в соответствии с методическими рекомендациями";
в абзаце шестом слова "или в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы," исключить;
в абзаце седьмом слово "представление" заменить на слово "предоставление";
в абзаце восьмом слово "представляемых" заменить на слово "предоставляемых", после слов "государственных данных" дополнить словами "в соответствии с методическими рекомендациями";
з) в пункте 8:
в абзаце втором слово "просмотр" заменить словом "использование";
абзац третий после слов "на создание или изменение" дополнить словами "видов сведений,";
абзац четвертый исключить;
дополнить абзацами следующего содержания:
"управление справочниками и реестрами;
формирование инцидентов качества государственных данных;
формирование заявок на доступ к государственным данным с использованием видов сведений и (или) регламентированных запросов единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
получение наборов государственных данных для искусственного интеллекта, сформированных в соответствии с пунктом 101 настоящего Положения.";
и) в пункте 9:
абзац первый дополнить словами "в соответствии с методическими рекомендациями";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"методическую поддержку процессов формирования и ведения моделей государственных данных, формирования регламентированных запросов, создания и обеспечения функционирования витрин данных, управления справочниками и реестрами, обеспечения качества государственных данных;";
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"сбор, загрузку, обработку, хранение и визуализацию государственных и иных данных, необходимых для исполнения государственных функций и/или оказания государственных услуг, в единой информационной платформе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, о коммерческой и иной охраняемой законом тайне;";
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"регулярный мониторинг государственных данных, размещенных на витринах данных и в единой информационной платформе, формирование инцидентов качества государственных данных;";
после абзаца восьмого дополнить абзацем следующего содержания:
"создание, развитие и предоставление участникам единой информационной платформы программных средств, обеспечивающих автоматизацию процессов управления государственными данными, включая типовое тиражируемое программное обеспечение витрин данных (далее - типовое программное обеспечение управления данными);";
в абзаце десятом слова "тиражируемого программного обеспечения витрин данных" заменить словами "программного обеспечения управления данными";
дополнить абзацами следующего содержания:
"создание и развитие витрин данных на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", в случае если реализация мероприятия по развитию государственной информационной системы государственного органа или внебюджетного фонда путем создания такой витрины данных обеспечивается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Положения о единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2338 "Об утверждении Положения о единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 и признании утратившим силу пункта 6 изменений, которые вносятся в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 555";
организацию обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты в отношении информационных ресурсов единой информационной платформы национальной системы управления данными, а также непрерывное взаимодействие с системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
настройку доступа к государственным данным в единой информационной платформе для обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных и законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне;
настройку доступа к наборам данных для искусственного интеллекта в единой информационной платформе для обеспечения соблюдения требований, установленных пунктами 101-10 6 настоящего Положения;
подготовку и направление на рассмотрение Президиума методических рекомендаций по использованию единой информационной платформы.";
к) пункт 10 изложить в следующей редакции:
"Президиум утверждает методические рекомендации по использованию единой информационной платформы, в том числе по вопросам предоставления доступа к единой информационной платформе, формирования и ведения моделей государственных данных, формирования и актуализации описаний информационных ресурсов, сведения из которых участвуют в межведомственном электронном обмене, управления реестрами и справочниками, формирования типовых моделей витрин данных, создания и ведения витрин данных, управления качеством государственных данных с использованием единой информационной платформы, в том числе формирования требований к качеству государственных данных, обеспечения качества государственных данных, мониторинга качества государственных данных, реагирования на инциденты качества государственных данных.";
л) дополнить пунктами 10 1 - 108 следующего содержания:
"101. В целях развития в Российской Федерации технологий искусственного интеллекта оператор единой информационной платформы и обладатели государственных данных в соответствии с утверждаемым Президиумом планом подготовки и актуализации наборов данных для искусственного интеллекта (далее - план) формируют и актуализируют наборы данных для искусственного интеллекта, не содержащие персональных данных и сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Для обеспечения формирования наборов данных для искусственного интеллекта автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика" осуществляет взаимодействие с образовательными организациями высшего образования, научными организациями, организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, органами и организациями государственного сектора, составление заявок на формирование наборов данных для искусственного интеллекта и направление заявок оператору единой информационной платформы.
Оператор единой цифровой платформы в течение 10 рабочих дней после поступления заявки от автономной некоммерческой организации "Цифровая экономика" запрашивает позицию обладателя государственных данных о возможности предоставления государственных данных для формирования наборов данных для искусственного интеллекта в соответствии с заявкой. Обладатель государственных данных в течение 10 рабочих дней после поступления запроса направляет оператору единой информационной платформы мотивированное заключение о возможности предоставления государственных данных для формирования наборов данных для искусственного интеллекта в соответствии с заявкой. Оператор единой информационной платформы в течение 5 рабочих дней после получения заключения обладателя государственных данных направляет его совместно с заявкой о формировании наборов данных для искусственного интеллекта для рассмотрения на заседании Президиума и принятия решения о включении в план наборов данных для искусственного интеллекта в соответствии с заявкой.
Обладатели государственных данных передают оператору единой информационной платформы данные для формирования и актуализации наборов данных для искусственного интеллекта в соответствии с планом и в порядке, установленном соглашениями, заключаемыми оператором единой информационной платформы с обладателями государственных данных.
Оператор единой информационной платформы размещает в единой информационной платформе наборы данных для искусственного интеллекта, переданные исследовательскими центрами в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта (далее - исследовательские центры в сфере искусственного интеллекта), созданные в том числе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. N 1120 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта", и предоставляет доступ к указанным наборам данных для искусственного интеллекта в соответствии с абзацем восьмым пункта 8 и пунктами 102 - 106 настоящего Положения при наличии соглашения между исследовательским центром и оператором единой информационной платформы о передаче наборов данных для искусственного интеллекта.
Оператор единой информационной платформы ведет реестр наборов данных для искусственного интеллекта и обеспечивает возможность ознакомления с описанием наборов данных, включенных в указанный реестр.
Оператор единой информационной платформы обеспечивает доступ к содержащимся в реестре наборам данных для искусственного интеллекта в соответствии с абзацем восьмым пункта 8 и пунктами 102 - 106 настоящего Положения.
В случае если применение результатов обработки наборов данных для искусственного интеллекта может повлечь причинение вреда обороне страны и безопасности государства, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, вправе принять решение о запрете предоставлять доступ к указанным наборам данных и результатам их обработки, включая программное обеспечение, реализующее технологию искусственного интеллекта, разработанное на основе указанных наборов данных.
Оператор единой цифровой платформы обеспечивает выполнение решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, путем прекращения доступа к наборам данных для искусственного интеллекта и их исключения из реестра наборов данных для искусственного интеллекта.
102. Оператор единой информационной платформы предоставляет доступ к наборам данных для искусственного интеллекта юридическим лицам, не являющимся участниками единой информационной платформы (далее - юридические лица), на основании решения Президиума, принимаемого по результатам рассмотрения заявки юридического лица о доступе к наборам данных для искусственного интеллекта.
Юридические лица в целях получения доступа, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, должны соответствовать следующим требованиям:
1) является российской образовательной организацией высшего образования и (или) научной организацией и (или) имеет государственную аккредитацию как российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий;
2) в уставном (складочном) капитале юридического лица доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
3) в едином государственном реестре юридических лиц отсутствует запись о недостоверности сведений о юридическом лице;
4) в реестре иностранных агентов отсутствуют сведения о юридическом лице, его единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа;
5) сведения о юридическом лице, его единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа или гражданине Российской Федерации не включены в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, или в перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, указанные в Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
103. Заявка о доступе к наборам данных для искусственного интеллекта подается юридическом лицом оператору единой информационной платформы в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (в случае подписания представителем юридического лица по доверенности), сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Указанная заявка должна содержать:
перечень наборов государственных данных из реестра наборов государственных данных, сформированных в целях развития технологий искусственного интеллекта;
описание задачи, которую планируется решить с использованием запрашиваемых наборов государственных данных.
К заявке прилагаются документы (сведения), подтверждающие соответствие юридического лица требованиям, установленным подпунктами 1- 5 пункта 102 настоящего Положения.
104. Оператор единой информационной платформы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения заявки и документов, указанных в пункте 103 настоящего Положения, рассматривает заявку и проверяет соответствие юридического лица требованиям, установленным подпунктами 1 - 5 пункта 102 настоящего Положения.
Проверка соответствия юридического лица требованиям, установленным подпунктами 1 - 5 пункта 102 настоящего Положения, осуществляется в том числе путем направления оператором единой информационной платформы межведомственных запросов в федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, иные органы и организации, являющиеся обладателями и (или) источниками соответствующих сведений (далее - органы и организации).
В случае выявления неполноты или недостоверности сведений, содержащихся в представленных юридическим лицом документах, оператор единой информационной платформы направляет такому юридическому лицу запрос об уточнении сведений или представлении недостающих документов с указанием срока представления указанных сведений и документов. В случае непредставления требуемых документов в указанный срок, оператор единой информационной платформы направляет такому юридическому лицу мотивированный отказ в направлении заявки на рассмотрение Президиумом.
В случае соответствия юридического лица требованиям, установленным подпунктами 1 - 5 пункта 102 настоящего Положения, оператор единой информационной платформы в течение 5 рабочих дней после завершения проверки направляет заявку юридического лица о доступе к наборам данных для искусственного интеллекта для рассмотрения на заседании Президиума и принятия решения об одобрении или отклонении заявки. Заявка считается одобренной с даты подписания протокола заседания, на котором было принято решение об ее одобрении.
В случае если юридическое лицо не соответствует требованиям, установленным подпунктами 1 - 5 пункта 102 настоящего Положения, оператор единой информационной платформы в срок, не превышающий 20 рабочих дней после поступления заявки, направляет такому юридическому лицу мотивированный отказ в направлении заявки на рассмотрение Президиума.
105. Оператор единой информационной платформы ведет реестр юридических лиц, чьи заявки на получение наборов данных для искусственного интеллекта были одобрены Президиумом (далее - реестр получателей наборов данных для искусственного интеллекта).
Юридическое лицо исключается из реестра получателей наборов данных для искусственного интеллекта в случае, если оператору единой цифровой платформы от органов и организаций поступают сведения и документы подтверждающие, что указанное юридическое лицо перестало соответствовать требованиям, установленным подпунктами 1 - 5 пункта 102 настоящего Положения, а также в случае нарушения указанным юридическим лицом обязанностей, установленных подпунктами 1-5 пункта 107 настоящего Положения.
106. Юридическое лицо, включенное в реестр получателей наборов данных для искусственного интеллекта, получает доступ к наборам данных для искусственного интеллекта с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" после прохождения юридическим лицом идентификации и аутентификации с применением сертификата ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи.
Доступ к наборам данных для искусственного интеллекта предоставляется в виде возможности скачивания наборов государственных данных, указанных в решении Президиума, принятого в соответствии с абзацем четвертым пункта 104 настоящего Положения.
Оператор единой информационной платформы обеспечивает присвоение индивидуального идентификатора каждому скачиваемому набору данных для искусственного интеллекта.
Юридическое лицо, включённое в реестр получателей наборов данных для искусственного интеллекта, при необходимости получения доступа к наборам данных для искусственного интеллекта, не указанных в заявке, одобренной Президиумом, подаёт новую заявку в соответствии с пунктом 10 3 настоящего Положения.
107. Юридическое лицо, получившее доступ к наборам данных для искусственного интеллекта в соответствии с пунктом 106 настоящего Положения, обязано:
1) не предоставлять полученные наборы данных для искусственного интеллекта третьим лицам;
2) не распространять полученные наборы данных для искусственного интеллекта;
3) обрабатывать полученные наборы данных для искусственного интеллекта только в целях развития технологий искусственного интеллекта;
4) уничтожить полученный набор данных для искусственного интеллекта и прекратить использование результатов его обработки в случаях принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, решения в соответствии с абзацем восьмым пункта 10 1 настоящего Положения;
5) предоставлять оператору единой информационной платформы отчеты об использовании наборов данных для искусственного интеллекта в порядке и по форме, утвержденным Президиумом;
6) в случае исключения из реестра получателей наборов данных для искусственного интеллекта уничтожить полученные наборы данных для искусственного интеллекта.
108. В случае нарушения обязанностей, указанных в пункте 107 настоящего Положения, юридическое лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
м) пункт 11 признать утратившим силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.