Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. N 482"
(подготовлен Минэкономразвития России 10.01.2024 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. N 482 "О государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности"" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 18, ст. 2633; 2021, N 2, ст. 433; N 30, ст. 5781; 2022, N 19, ст. 3204; N 35, ст. 6081; 2023, N 12, ст. 2025, N 34, ст. 6589).
2. Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) должен обеспечивать уведомление в автоматизированном режиме лиц, обжалующих решения и (или) действия, о ходе рассмотрения жалобы, в том числе с использованием электронной почты и текстовых сообщений на устройства подвижной радиотелефонной связи.
3. При подаче жалобы на принятые в ходе предоставления государственных услуг решений и осуществленных действий (бездействия) органов или их должностных лиц, предоставляющих государственные услуги в рамках осуществляемых федеральными органами исполнительной власти видов разрешительной деятельности, а также ходатайства о восстановлении срока подачи жалобы, поданного одновременно с жалобой, они должны быть подписаны одной из следующих видов подписей:
а) усиленной квалифицированной электронной подписью;
б) усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
в) простой электронной подписью физического лица, в том числе действующего от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя (являющегося руководителем такого юридического лица либо лицом, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг) либо являющегося индивидуальным предпринимателем.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2023 г. N
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. N 482
1. Положение о государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. N 482 "О государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности"" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 18, ст. 2633; 2021, N 2, ст. 433; N 30, ст. 5781; 2022, N 19, ст. 3204; N 35, ст. 6081; 2023, N 12, ст. 2025, N 34, ст. 6589) дополнить приложением N 2 следующего содержания:
"Приложение N 2
к Положению о государственной
информационной системе
"Типовое облачное решение
по автоматизации контрольной
(надзорной) деятельности"
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ПОДСИСТЕМЫ ДОСУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ТИПОВОЕ ОБЛАЧНОЕ РЕШЕНИЕ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРЕЧЕНЬ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" при обеспечении досудебного обжалования принятых в ходе предоставления государственных услуг решений и осуществленных действий (бездействия) органов или их должностных лиц, предоставляющих государственные услуги по лицензированию отдельных видов деятельности, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", принятых в ходе предоставления государственных услуг решений и осуществленных действий (бездействия) органов или их должностных лиц, предоставляющих государственные услуги в рамках осуществляемых федеральными органами исполнительной власти иных видов разрешительной деятельности (далее - государственная информационная система).
2. Подсистема досудебного обжалования государственной информационной системы обеспечивает возможность обработки жалоб граждан и организаций (далее соответственно - подсистема досудебного обжалования, лица, обжалующие решения и (или) действия) в отношении:
а) принятых в ходе предоставления государственных услуг решений и осуществленных действий (бездействия) органов или их должностных лиц, предоставляющих государственные услуги по лицензированию отдельных видов деятельности, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности";
б) принятых в ходе предоставления государственных услуг решений и осуществленных действий (бездействия) органов или их должностных лиц, предоставляющих государственные услуги в рамках осуществляемых федеральными органами исполнительной власти видов разрешительной деятельности;
3. Функциями подсистемы досудебного обжалования являются:
а) присвоение в автоматизированном режиме регистрационного номера жалобе, а также решениям, принятым в процессе рассмотрения жалобы и по результатам ее рассмотрения;
б) ведение реестра жалоб;
в) обеспечение возможности выбора должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалобы, его переназначения и отказа должностного лица в принятии жалобы к рассмотрению;
г) контроль соблюдения срока рассмотрения жалобы, включая отдельные этапы ее рассмотрения;
д) обеспечение возможности в автоматическом режиме формирования и направления запросов, а также получения дополнительной информации от лица, обжалующего решения и (или) действия, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - региональные порталы);
е) обеспечение прекращения рассмотрения жалобы при ее отзыве лицом, обжалующим решения и (или) действия, посредством единого портала, региональных порталов;
ж) обеспечение продления срока рассмотрения жалобы;
з) осуществление поиска и последующего объединения однотипных жалоб, в том числе поданных одним заявителем, или в отношении одного решения органа, предоставляющего государственную услугу в сфере разрешительной деятельности (далее - разрешительный орган), или действий (бездействия) должностных лиц указанного органа;
и) обеспечение возможности получения сведений о ходе предоставления соответствующих услуг, фактах, подтверждающих действия должностного лица (должностных лиц) разрешительного органа и их отображения в подсистеме досудебного обжалования;
к) формирование проекта решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы (далее - решение по жалобе), в автоматизированном режиме в виде электронного документа с использованием эталонных форм;
л) передача информации о ходе рассмотрения жалоб, а также решений, принятых по результатам их рассмотрения, на единый портал, региональные порталы;
м) передача сведений в государственную автоматизированную информационную систему "Управление";
н) обеспечение возможности формирования и отображения в автоматизированном режиме аналитических и статистических сведений на основании информации, содержащейся в подсистеме досудебного обжалования и государственной информационной системе;
о) возможность предоставления определенной роли в подсистеме досудебного обжалования уполномоченному должностному лицу разрешительного органа в соответствии с ролевой моделью подсистемы досудебного обжалования;
п) возможность подписания усиленной квалифицированной электронной подписью проектов решений по жалобе;
р) ведение журнала действий, осуществляемых уполномоченными должностными лицами в подсистеме досудебного обжалования;
с) обеспечение возможности внесения разрешительными органами информации об уполномоченных структурных подразделениях, территориальных органах, подведомственных организациях и должностных лицах указанных разрешительных органов;
т) определение в автоматизированном режиме разрешительного органа, к компетенции которого относится рассмотрение жалобы (маршрутизация жалобы);
у) автоматизированный контроль соблюдения сроков и последовательности осуществления административных процедур при рассмотрении жалоб;
ф) обеспечение возможности внесения информации о рассмотрении жалобы в судебном порядке;
х) обеспечение возможности перенаправления жалобы между подразделениями разрешительного органа;
ц) обеспечение возможности информационного взаимодействия подсистемы досудебного обжалования посредством системы межведомственного электронного взаимодействия с ведомственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти при их использовании для рассмотрения поступающих жалоб.
4. Информация о жалобах, содержащаяся в подсистеме досудебного обжалования, включает в себя следующие сведения:
а) предмет жалобы, в том числе следующие сведения:
информация об обжалуемом решении и осуществленном действии (бездействии) органов или их должностных лиц, предоставляющих государственные услуги по лицензированию отдельных видов деятельности, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", принятых в ходе предоставления государственных услуг решений и осуществленных действий (бездействия) органов или их должностных лиц, предоставляющих государственные услуги в рамках осуществляемых федеральными органами исполнительной власти видов разрешительной деятельности;
основания и доводы, в соответствии с которыми заявитель не согласен с решением разрешительного органа и (или) действием (бездействием) должностного лица;
требования лица, подавшего жалобу;
причина отказа в предоставлении обжалуемой услуги, обязательные требования, нарушение которых является причиной отказа в предоставлении обжалуемой услуги;
б) справочная информация, в том числе:
дата поступления жалобы в подсистему досудебного обжалования, ее регистрационный номер;
информация о лице, подавшем жалобу, и его представителе (при наличии);
информация о разрешительном органе, в который направлена жалоба;
информация о едином портале или региональном портале, из которого получена жалоба;
информация об уполномоченных должностных лицах, принимавших участие в рассмотрении жалобы;
информация о ходе рассмотрения жалобы, в том числе даты направления жалобы, для рассмотрения уполномоченным лицом разрешительного органа, подготовки и согласования проекта решения по жалобе и его подписания, а также об иных действиях в отношении жалобы, совершенных в подсистеме досудебного обжалования (регистрационный журнал действий уполномоченных должностных лиц);
информация о дополнительных запросах и получении дополнительных материалов и информации от заявителя по жалобе;
в) текст решения по жалобе или ссылка на электронный документ, содержащий текст решения по жалобе, с указанием регистрационных номеров и дат;
г) документы, подтверждающие доводы лица, обжалующих решения и (или) действия (при наличии);
5. Жалобы, поступающие в подсистему досудебного обжалования, проходят автоматическую форматно-логическую проверку.
6. Порядок рассмотрения жалобы:
а) жалоба на решение территориального органа разрешительного органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом разрешительного органа;
б) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа разрешительного органа рассматривается вышестоящим органом разрешительного органа;
в) в случае отсутствия территориального органа разрешительного органа и в случае обжалования решений разрешительного органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата разрешительного органа жалоба рассматривается руководителем (заместителем руководителя) такого разрешительного органа.
7. По результатам рассмотрения жалобы разрешительный орган принимает одно из следующий решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение разрешительного органа полностью или частично;
в) отменяет решение разрешительного органа полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц разрешительных органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
8. Подсистема досудебного обжалования поддерживает ролевую модель управления доступом, включая роль координатора, руководителя (заместителя руководителя), помощника руководителя, должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалобы, администратора.
Роль координатора исполняет должностное лицо (лица) Аппарата Правительства Российской Федерации, автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" и (или) Министерства экономического развития Российской Федерации и предусматривает полномочия по организации и внедрению подсистемы досудебного обжалования в разрешительных органах, взаимодействию с оператором государственной информационной системы, в том числе по вопросам эксплуатации и развития подсистемы досудебного обжалования, мониторингу использования и оценке степени внедрения подсистемы досудебного обжалования разрешительными органами, а также по доступу к результатам работы разрешительных органов, к просмотру отчетов и к информационным панелям.
Роль руководителя (заместителя руководителя) предусматривает полномочия по рассмотрению и подписанию решений по жалобе, назначению и переназначению исполнителя, рассмотрению жалоб самостоятельно, контролю за ходом и сроками рассмотрения жалоб.
Роль помощника руководителя предусматривает полномочия по определению должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалобы, а также контроль за ходом и сроками рассмотрения жалоб.
Роль должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалобы, предусматривает полномочия по рассмотрению материалов жалобы, принятию решений по ходатайствам, продлению сроков рассмотрения жалоб и подготовке проектов решений по жалобам.
Роль администратора предусматривает полномочия по настройке и предоставлению доступа к личным кабинетам подсистемы досудебного обжалования, формированию сообщений о программно-технических ошибках функционирования подсистемы досудебного обжалования, информационной и программно-технической поддержке пользователей подсистемы досудебного обжалования.
9. Пользователи подсистемы досудебного обжалования вправе использовать информацию, содержащуюся в подсистеме досудебного обжалования, исключительно в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности.
10. Разрешительные органы, их должностные лица, являющиеся пользователями подсистемы досудебного обжалования, обеспечивают достоверность и актуальность размещаемой ими в подсистеме досудебного обжалования информации."
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемые изменения направлены на внедрение механизма досудебного обжалования в сферу разрешительной деятельности.
Будет сформирована подсистема досудебного обжалования на базе ГИС "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
Определят состав информации, которую должна содержать жалоба. Жалобу на Госуслугах можно будет подписать не только усиленной, но и простой электронной подписью.
На Госуслуги будут приходить уведомления о ходе рассмотрения жалобы.