Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 15.01.2024 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Статья 1
Внести в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2011, N 30, ст. 4596; 2012, N 18, ст. 2128; N 25, ст. 268; N 31, ст. 4320; 2015, N 29; ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4300; 2018, N 1, ст. 34; 2019, N 31, ст. 4453) следующие изменения:
1) в статье 2 второе предложение после слов "федеральных органов исполнительной власти," дополнить словами "а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации,";
2) статью 3 дополнить абзацами следующего содержания:
"остановочный пункт - место остановки судна по маршруту, предназначенное для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна;
расписание перевозок пассажиров (далее также - расписание) - график, устанавливающий время или интервалы прибытия судов в остановочный пункт либо отправления судов от остановочного пункта;
маршрут перевозок пассажиров (далее также - маршрут) - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и их багажа по расписаниям путь следования судов от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта;
зарядная станция для судов - оборудование, используемое для снабжения судов, приводимых в движение электродвигателями с питанием от аккумуляторных батарей, переменным или постоянным током в целях зарядки аккумуляторных батарей и размещенное вне судна.".
3) в статье 4:
а) в пункте 1:
слова "а также" исключить;
дополнить словами: ", а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами";
б) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области внутреннего водного транспорта, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".";
4) подпункт 1 пункта 2 статьи 41 после слов "актами Российской Федерации" дополнить словами ", субъектов Российской Федерации";
5) в статье 34:
а) в пункте 3 после слов "утвержденными" дополнить словами ", за исключением случая, установленного настоящим Кодексом,";
б) в подпункте 5 пункта 4 после слов "условиям плавания," дополнить словами "за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2 пункта 2 статьи 34.2 настоящего Кодекса";
6) дополнить статьями 34.2, 34.3 и 34.4следующего содержания:
"Статья 34.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации транспортного обслуживания населения внутренним водным транспортом
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации транспортного обслуживания населения внутренним водным транспортом в границах субъекта Российской Федерации относятся:
1) определение правил размещения на внутренних водных путях, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, зарядных станций для судов;
2) определение правил установления транспортных (за исключением транзитных) и экскурсионно-прогулочных маршрутов, проходящих в границах субъекта Российской Федерации;
3) определение правил установления расписания перевозок пассажиров по транспортным (за исключением транзитных) и экскурсионно-прогулочным маршрутам, проходящим в границах субъекта Российской Федерации;
4) заключение с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, граничащего с субъектом Российской Федерации, соглашений об организации транспортного обслуживания на транспортных и экскурсионно-прогулочных маршрутах, проходящих в границах двух субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам, связанным с определением порядка установления таких маршрутов и расписаний перевозок пассажиров по таким маршрутам;
5) размещение на внутренних водных путях работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации на внутреннем водном транспорте нарушений правил плавания, а также определение порядка такого размещения;
6) введение обязательных для судовладельцев ограничений на передвижение судов по внутренним водным путям федерального и (или) регионального значения, расположенным в границах субъекта Российской Федерации, в целях снижения выбросов загрязняющих веществ, которые могут содержать запрет и (или) ограничения на передвижение, пропуск судов через шлюзы, причаливание, а также временные интервалы, в которых допускается передвижение судов, осуществляющих выброс загрязняющих веществ;
7) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения помимо полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, относятся:
1) утверждение правил диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов (за исключением судов, осуществляющих проход через границы двух и более субъектов Российской Федерации) на внутренних водных путях, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, которые не должны противоречить правилам диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
2) осуществление диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов (за исключением судов, осуществляющих проход через границы двух и более субъектов Российской Федерации) на внутренних водных путях, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;
3) заключение с администрацией бассейна внутренних водных путей, в границы которого входят внутренние водные пути, расположенные в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения, соглашения о взаимодействии, предметом которого является организация взаимодействия сторон такого соглашения по вопросам пропуска судов и плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения, пропуска судов и плавучих объектов через разведенные и подъемные мосты, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения, а также информирования сторонами друг друга о подходе судов к границами субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
Статья 34.3. Работающие в автоматическом режиме стационарные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации на внутреннем водном транспорте нарушений правил плавания
1. Применяемые на внутренних водных путях работающие в автоматическом режиме стационарные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации на внутреннем водном транспорте нарушений правил плавания, предусмотренных статьей 11.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее в настоящей статье - стационарное средство фиксации, правила плавания), должны обеспечивать контроль за соблюдением на внутреннем водном транспорте правил плавания и осуществлять фиксацию в зоне своего обзора всех нарушений правил плавания, для выявления которых они предназначены, без какого-либо воздействия на них человека, а также должны быть утверждены в установленном порядке в качестве типа средств измерений, иметь сертификат об утверждении типа средства измерений и действующее свидетельство о поверке.
2. Решение о размещении на внутренних водных путях стационарных средств фиксации (далее - решение о размещении), содержащее в том числе информацию о месте установки стационарных средств фиксации, решение об отключении и (или) о демонтаже стационарных средств фиксации (далее - решение об отключении и (или) о демонтаже) может принять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположены внутренние водные пути, на которых планируется разместить (размещены) стационарные средства фиксации, в установленном им порядке.
3. О решении о размещении, принятом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в срок не позднее тридцати календарных дней со дня принятия указанного решения уведомляются администрация бассейна внутренних водных путей Российской Федерации, в котором размещаются стационарные средства фиксации (далее в настоящей статье также - администрация бассейна внутренних водных путей), и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального контроля, в субъекте Российской Федерации, в границах которого расположены внутренние водные пути, на которых размещаются стационарные средства фиксации (далее в настоящей статье также - уполномоченный орган).
4. О решении об отключении и (или) о демонтаже, за исключением отключения и (или) демонтажа в целях замены или ремонта, принятом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в срок не позднее тридцати календарных дней со дня принятия указанного решения уведомляются администрация бассейна внутренних водных путей и уполномоченный орган.
5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, разместивший стационарные средства фиксации, передает информацию, полученную с помощью стационарных средств фиксации, в уполномоченный орган.
Порядок передачи информации, полученной с помощью стационарных средств фиксации, определяется соглашением о взаимодействии между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, разместившим стационарные средства фиксации, и уполномоченным органом. Предметом соглашения является организация взаимодействия сторон такого соглашения по вопросам, связанным с передачей информации, полученной с помощью стационарных средств фиксации.
6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации передает информацию о местах установки стационарных средств фиксации с указанием географических координат мест установки и контролируемых ими участках внутренних водных путей с указанием видов фиксируемых на внутреннем водном транспорте нарушений правил плавания в уполномоченный орган. Информация, указанная в настоящем пункте, должна быть общедоступной и размещаться на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Плата за размещение стационарных средств фиксации, а также предназначенных для размещения стационарных средств фиксации конструкций и сооружений с владельцев стационарных средств фиксации не взимается.
Статья 34.4. Автоматическая идентификационная система обмена статической и динамической (навигационной) информацией
1. Автоматическая идентификационная система (далее - АИС) представляет собой комплекс аппаратуры, обеспечивающий непрерывный автоматический взаимный обмен статической и динамической (навигационной) информацией, формируемой в некорректируемом виде, между судами, а также между судами и береговыми станциями с целью обеспечения безопасности судоходства на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации ГЛОНАСС и радиосвязи.
2. Порядок использования АИС утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и должен содержать в том числе:
а) перечень информации, передачу которой владельцы судов должны обеспечить с использованием аппаратуры АИС;
б) порядок оснащения судов аппаратурой АИС;
в) правила передачи информации между судами, а также между судами и береговыми станциями;
г) порядок и периодичность проверки аппаратуры АИС.
3. В целях обеспечения безопасности судоходства правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей могут быть определены участки внутренних водных путей, на которых запрещается движение и (или) стоянка судов, владельцами которых при движении и (или) стоянке судов на таких участках внутренних водных путей не обеспечен обмен информацией между аппаратурой АИС, размещенной на таких судах, аппаратурой АИС, размещенной на других судах, и береговыми станциями, а также типы судов, при движении и (или) стоянке которых на внутренних водных путях владельцы таких судов обязаны обеспечить обмен информацией между аппаратурой АИС, размещенной на таких судах, аппаратурой АИС, размещенной на других судах, и береговыми станциями.";
7) в статье 49:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 49. Подъем, удаление, утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества";
б) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с администрацией бассейна внутренних водных путей вправе поднимать затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удалять либо утилизировать их в случаях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.";
8) в статье 51:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 51. Право администрации бассейна внутренних водных путей, органов государственной власти субъектов Российской Федерации на полное возмещение понесенных ими расходов";
б) в абзаце первом слова "администрация бассейна внутренних водных путей имеет" заменить словами "администрация бассейна внутренних водных путей, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют";
9) в статье 95:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Маршруты следования судов и расписания перевозок пассажиров устанавливаются:
1) по транспортным (за исключением транзитных) и экскурсионно-прогулочным маршрутам, проходящим в границах одного субъекта Российской Федерации, - в соответствии с правилами, указанными в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 34 2 настоящего Кодекса соответственно, установленными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого проходит маршрут;
2) по транспортным и экскурсионно-прогулочным маршрутам, проходящим в границах субъекта Российской Федерации и граничащего с ним субъекта Российской Федерации, - в порядке, определенном соглашением, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 34.2 настоящего Кодекса;
3) по транспортным и экскурсионно-прогулочным маршрутам, проходящим в границах трех и более субъектов Российской Федерации, а также по туристским маршрутам - в соответствии с правилами оказания услуг.";
б) пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:
"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на транспортных (за исключением транзитных) и экскурсионно-прогулочных маршрутах, проходящих в границах субъекта Российской Федерации, вправе установить дополнительные требования к осуществлению перевозок пассажиров и багажа, направленные на улучшение условий перевозки пассажиров и их багажа, или уровня обслуживания пассажиров, помимо установленных правилами перевозок пассажиров, которые не должны противоречить правилам перевозок пассажиров.";
10) в пункте 5 статьи 97 слова "по транспортным маршрутам перевозок" исключить;
11) в статье 99:
а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Перевозчик обязан оказать услуги по договору перевозки пассажира в соответствии с маршрутом и расписанием перевозок пассажиров. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете или путевке место на судне в случае предоставления пассажирам на судне отдельных мест.";
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Пассажирам обеспечиваются условия перевозок, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также предоставляются пассажирские места любых установленных правилами перевозок пассажиров категорий в случае предоставления пассажирам на судне отдельных мест.";
12) в пункте 1 статьи 100:
а) абзацы второй, третий и четвертый изложить в следующей редакции:
"приобрести билет на судно для проезда до любого порта, указанного в маршруте и расписании перевозок пассажиров;
провозить с собой бесплатно детей в возрасте не старше 5 лет без предоставления им отдельных пассажирских мест, а также детей в возрасте от 6 до 12 лет с предоставлением им отдельных пассажирских мест в соответствии с льготным тарифом;
провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с правилами перевозки пассажиров, на основании требований эксплуатационной документации судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирском салоне судна;";
б) абзацы седьмой, восьмой и девятый изложить в следующей редакции:
"продлевать срок действия билета на транспортный маршрут протяженностью более 150 километров, туристский или экскурсионно-прогулочный маршруты в случае болезни, подтвержденной документом лечебного учреждения, на количество дней болезни или сдать билет и получить провозную плату;
до отхода судна до времени начала посадки на судно, установленного правилами перевозок пассажиров, а после начала рейса в любом порту остановки судна отказаться от договора перевозки по транспортному маршруту протяженностью более 150 километров, туристскому или экскурсионно-прогулочному маршрутам, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить провозную плату за не пройденную судном часть пути;
отказаться от договора перевозки по транспортному маршруту протяженностью более 150 километров, туристскому или экскурсионно-прогулочному маршрутам в случае задержки отхода судна по вине перевозчика и получить провозную плату.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Президент Российской Федерации |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.