Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 15.01.2024 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" подготовлен Минтрансом России в целях исполнения подпункта "а" пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 июля 2023 г. N Пр-1496 по итогам совещания по вопросам развития речного судоходства от 20.06.2023 относительно проработки вопроса о наделении г. Москвы правом диспетчерского регулирования движения судов на участках внутренних водных путей в границах г. Москвы, полномочиями по согласованию маршрутов, расписания перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в границах г. Москвы и установлению порядка такого согласования, правом на установление дополнительных требований к охране окружающей среды от загрязнения с судов нефтью и другими веществами и механизма контроля за их соблюдением, правом определения порядка установки и размещения зарядных станций в г. Москве с учетом требований законодательства Российской Федерации, а также на основании обращения Ространснадзора и поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в целях реализации положений Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части рассмотрения административных дел, возбужденных за нарушения правил плавания на внутреннем водном транспорте, выявленные с помощью автоматических средств фото- и видеофиксации.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Действующая с 2020 года на внутренних водных путях г. Москвы Комплексная информационная система мониторинга речного транспорта ("АИС Москва.Река") состоит из 291 камеры видеофиксации с функцией видеоаналитики и распознавания событий. Камеры установлены в границах внутренних водных путей от моста МКАД на Севере г. Москвы до моста МКАД на юге. Общая протяженность внутренних водных путей, на которых установлены камеры, составляет 85 километров. Полученные с помощью системы видеомониторинга видеофайлы передаются в Ространснадзор для принятия мер. В первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество возбужденных административных дел, по информации системы "АИС Москва.Река", возросло в 3 раза.
В настоящее время проводятся работы по интеграции системы "АИС Москва.Река" с программой "Модуль административных правонарушений", что позволит инспектору оперативно (онлайн) составлять протоколы об административных правонарушениях. Система дистанционного мониторинга позволяет в будущем отказаться от плановых мероприятий по контролю там, где будет реализован ее функционал.
В целях обеспечения комплексного развития транспортной системы и создания современного, качественного и безопасного сервиса для населения Московской агломерации Правительством Москвы реализуется проект по осуществлению регулярных пассажирских перевозок внутренним водным транспортом на электросудах.
20 июня 2023 г. при участии Президента Российской Федерации В.В. Путина и Мэра Москвы С.С. Собянина на реке Москве запущен первый регулярный круглогодичный маршрут электросудов между причалами "Киевский" и "Сердце Столицы". Также 29 сентября 2023 г. запущен маршрут "Автозаводский мост" - "Печатники".
На маршрутах используется новый перспективный вид общественного транспорта - экономичные электросуда отечественного производства, для обеспечения бесперебойной работы которых требуется оснащение причалов (включая плавучие) и пунктов отстоя судов зарядными устройствами.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В настоящее время Ространснадзор совместно с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Государственным казенным учреждением города Москвы "Центр организации дорожного движения" (далее - ЦОДД) проведена работа по внедрению комплексной информационной системы мониторинга речного транспорта на водных путях города Москвы. В режиме видеомониторинга инспекторы Ространснадзора получают возможность дистанционного контроля исполнения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности судоходства по внутренним водным путям в границах города Москвы с помощью камер видеонаблюдения. Система позволяет не только фиксировать нарушения, но и в автоматическом режиме оформлять результаты выявленных правонарушений в строгом соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по аналогии с уже действующей системой фиксации нарушений в области дорожного движения.
В настоящее время в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) отсутствует понятие автоматических средств и механизм применения технических средств фото- и видеофиксации правонарушений на внутреннем водном транспорте. В целях создания правовой основы для реализации должностными лицами Ространснадзора полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях правил плавания на внутреннем водном транспорте, правил движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, выявленных с использованием специальных технических средств (фото- и видеофиксации), необходимо внести соответствующие изменения в КВВТ.
Разработка и принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок применения автоматических средств для фиксации административных правонарушений на внутренних водных путях поставлены на контроль Генеральной прокуратурой Российской Федерации в соответствии с протоколом рабочего совещания по вопросам обеспечения законности на водном транспорте от 26 мая 2023 г.
В этой связи проектом федерального закона предлагается дополнить КВВТ новой статьей 343 "Работающие в автоматическом режиме стационарные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации на внутреннем водном транспорте нарушений правил плавания", предусматривающей основания для использования работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений на внутреннем водном транспорте правил плавания, предусмотренных статьей 11.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), порядок принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о размещении либо об отключении и (или) о демонтаже таких средств, порядок уведомления о принятия решений и передачи в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта информации, полученной с помощью стационарных средств фиксации.
При этом, в целях соотнесения предлагаемого регулирования с положениями КоАП РФ в части администрирования федеральными органами исполнительной власти дел по статье 11.7 за нарушения правил плавания на морском и внутреннем водном транспорте в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предусматривается внесение изменений в КоАП РФ, которые будут направлены на регулирование механизма поступления сумм штрафов в бюджеты субъектов Российской Федерации при одновременном администрировании правонарушений на федеральном уровне исключительно в отношении нарушений правил плавания на внутреннем водном транспорте, рассматриваемых Ространснадзором.
Также КВВТ дополняется статьей 34 4 "Автоматическая идентификационная система обмена статической и динамической (навигационной) информацией", включающей определение АИС и положения, определяющие порядок использования АИС, а также требования к обмену информацией между аппаратурой АИС.
В целях наделения Правительства Москвы правом диспетчерского регулирования движения судов на участках внутренних водных путей в границах г. Москвы, полномочиями по согласованию маршрутов, расписания перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в границах г. Москвы и установлению порядка такого согласования, правом на установление дополнительных требований к охране окружающей среды от загрязнения с судов нефтью и другими веществами и механизма контроля за их соблюдением, правом определения порядка установки и размещения зарядных станций в г. Москве, а также распространения предлагаемого правового регулирования на другие субъекты Российской Федерации проектом федерального закона предусматривается дополнение КВВТ статьей 34 2 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации транспортного обслуживания населения внутренним водным транспортом".
Указанной статьей предусматривается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации следующими полномочиями в области организации транспортного обслуживания населения внутренним водным транспортом в границах субъекта Российской Федерации:
определение правил размещения на внутренних водных путях, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, зарядных станций для судов;
определение правил установления транспортных (за исключение транзитных) и экскурсионно-прогулочных маршрутов, проходящих в границах субъекта Российской Федерации;
определение правил установления расписания перевозок пассажиров по транспортным (за исключение транзитных) и экскурсионно-прогулочным маршрутам, проходящим в границах субъекта Российской Федерации;
заключение с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, граничащего с субъектом Российской Федерации, соглашений об организации транспортного обслуживания на транспортных и экскурсионно-прогулочных маршрутах, проходящих в границах двух субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам, связанным с определением порядка установления таких маршрутов и расписаний перевозок пассажиров по таким маршрутам;
размещение на внутренних водных путях работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации на внутреннем водном транспорте нарушений правил плавания, а также определение порядка такого размещения;
введение обязательных для судовладельцев ограничений на передвижение судов по внутренним водным путям федерального и (или) регионального значения, расположенным в границах субъекта Российской Федерации, в целях снижения выбросов загрязняющих веществ, которые могут содержать запрет и (или) ограничения на передвижение, пропуск судов через шлюзы, причаливание, а также временные интервалы, в которых допускается передвижение судов, осуществляющих выброс загрязняющих веществ;
осуществление иных полномочий, установленных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Отдельно пунктом 2 указанной статьи определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, такие как: утверждение правил движения и стоянки судов, правил диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов, осуществление диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, заключение с администрацией бассейна внутренних водных путей, в границы которого входят внутренние водные пути, расположенные в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения, соглашения о взаимодействии, предметом которого является организация взаимодействия сторон такого соглашения по вопросам пропуска судов и плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения, пропуска судов и плавучих объектов через разведенные и подъемные мосты, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения, а также информирования сторонами друг друга о подходе судов к границами субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
Кроме того, на основании поступивших предложений Правительства Москвы проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в положения КВВТ, связанные с условиями перевозки детей на внутреннем водном транспорте, а также права и обязанности пассажира в отношении габаритов бесплатно провозимой ручной клади и права отказа от договора перевозки и получения провозной платы, а также наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом по согласованию с администрацией бассейна внутренних водных путей поднимать затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удалять либо утилизировать.
Принятие проекта федерального закона потребует издания приказа Минтранса России "Об утверждении порядка использования АИС".
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта федерального закона не предполагает увеличение численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти. Принятие проекта федерального закона не связано с целями государственных программ Российской Федерации. Принятие проекта федерального закона и последующая реализация его положений не повлечет отрицательных социальных, экономических и иных последствий.
Предлагаемые изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации позволят обеспечить реализацию положений Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части рассмотрения административных дел, возбужденных за нарушения правил плавания судов по внутренним водным путям, правил движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, выявленные с помощью автоматических средств фото- и видеофиксации.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта федерального закона не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Предусмотренные проектом федерального закона полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации будут реализованы в рамках осуществления им деятельности на внутреннем водном транспорте за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в который поступают платежи в счет уплаты административных штрафов за совершение административных правонарушений, зафиксированных с помощью стационарных средств фиксации правонарушений на внутреннем водном транспорте Российской Федерации.
6. Описание и оценка замечаний и предложений по проекту акта
Проект федерального закона подлежит согласованию с Росморречфлотом, Ространснадзором, Минфином России, Минэкономразвития России, Минцифры России, МЧС России, ФСБ России, Минобороны России, Минпромторгом России, Минэнерго России, Минприроды России, Минтрудом России, Минздравом России, Росрыболовством, Росстандартом, Роспотребнадзором.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Проект федерального закона планируется направить для рассмотрения на заседаниях рабочих групп по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере водного транспорта при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.