Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 16.01.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2023 г. N 53-П (далее - Постановление).
Постановлением статья 129 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой допускаемая в судебной практике отмена судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей при поступлении возражения относительно его исполнения по истечении значительного срока со дня его вынесения не сопровождается в системе действующего правового регулирования - при наличии установленного в пункте 2 статьи 107 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) предела взыскания алиментов за прошедший период - гарантиями возможности удовлетворения в порядке искового производства требований взыскателя алиментов за период, за который алименты подлежали взысканию согласно судебному приказу.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, действующая система отмены судебного приказа фактически поощряет недобросовестного должника в его стремлении уклониться от исполнения обязанностей.
Статья 129 ГПК РФ существенно снижает эффективность судебной защиты, поскольку не позволяет в случае отмены судебного приказа обеспечить полноценное восстановление прав заявителя в рамках искового судопроизводства.
При этом данная проблема характерна не только для правоотношений, связанных с уплатой алиментов.
Так, согласно абзацу четвертому статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
В силу статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии с взаимосвязанными положениями пункта 1 статьи 196, пункта 1 статьи 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Сокращенные сроки исковой давности установлены, в частности, в статьях 725, 797 ГК РФ для требований, вытекающих из договоров подряда и перевозки груза. При этом статья 202 ГК РФ не связывает приостановление течения срока исковой давности с подачей заявления о выдаче судебного приказа. В связи с этим в случае отмены судебного приказа заявитель может быть лишен возможности получить возмещение
в полном объеме.
Необходимо отметить, что приказное производство в установленных случаях является безальтернативным способом судебной защиты, и заявитель не может обратиться в суд в порядке искового производства до отмены соответствующего судебного приказа.
В связи с этим полное восстановление прав заявителя возможно только в случае, если датой обращения в суд при решении вопроса о периоде, за который могут быть взысканы денежные суммы, считается дата подачи заявления о выдаче судебного приказа, который затем был отменен.
Соответствующая норма предусматривается законопроектом.
В целях исключения злоупотребления правом со стороны взыскателя устанавливается, что указанное исчисление срока осуществляется при условии подачи искового заявления в течение шести месяцев после отмены судебного приказа. Аналогичный срок предусмотрен для случаев приостановления течения срока исковой давности пунктом 4 статьи 202 ГК РФ, что свидетельствует о его разумности и достаточности для предъявления иска.
Кроме того, предусматривается возможность подачи частной жалобы на определение суда об отмене судебного приказа по мотиву отсутствия уважительных причин представления должником возражений по истечении установленного срока.
В 2022 году было вынесено 21 187 589 судебных приказов, в порядке статьи 129 ГПК РФ, отменено - 1 356 725; в 2021 году - 18 966 318, отменено - 1 250 137; в 2020 году - 17 683 137, отменено - 1 142 152.
Положения законопроекта направлены на повышение уровня гарантий прав взыскателя при подаче им искового заявления после отмены судебного приказа.
Одновременно предусматривается унификация положений ГПК РФ, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, касающихся судебного приказа.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.