Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по планированию режимов гидроэлектростанций/ гидроаккумулирующих электростанций"
(подготовлен Минтрудом России 18.01.2024 г.)
Раздел 1. Обоснование необходимости актуализации профессионального стандарта
Актуализируемый профессиональный стандарт "Работник по планированию режимов гидроэлектростанций/ гидроаккумулирующих электростанций" разрабатывался в период 2014 - 2015 годов и был утвержден приказом Минтруда России от 19 марта 2015 N 173н).
С момента своего утверждения стандарт прошел апробацию и внедрение в организациях гидроэнергетики, входящих в Единую энергетическую систему России. Положения профессионального стандарта включены в должностные инструкции, а также в соответствующие программы подготовки кадров и повышения квалификации. На основании профессионального стандарта разработаны требования к трем квалификациям, использующимся в рамках системы независимой оценки квалификации, в т.ч.: Инженер по мониторингу водохозяйственных показателей ГЭС/ГАЭС (6 уровень квалификации); Инженер по мониторингу водохозяйственных и водно-энергетических показателей ГЭС/ГАЭС (6 уровень квалификации); Ведущий инженер по планированию и контролю выполнения водно-энергетического режима работы ГЭС/ГАЭС (7 уровень квалификации).
В целях выполнения Плана мероприятий по реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации N1447-р от 1 июня 2021 года) Совет по профессиональным квалификациям в электроэнергетике Российской Федерации принял решение (Протокол ЭСПК N 2021/04) в 2023 году продолжить работы по актуализации профессиональных стандартов. В основу перечня стандартов, подлежащих актуализации, положены предложения представителей ЭСПК, профильных энергокомпаний, а также решения совещания в Минтруде России 22 ноября 2021 года по вопросам дальнейшей разработки и актуализации профессиональных стандартов в электроэнергетике (протокол N 14/3/19 от 22 ноября 2021 года), в т.ч. в целях учета актуальных требований к "цифровым" компетенциям работников.
Россия располагает большим гидроэнергетическим потенциалом, что определяет широкие возможности развития отрасли. На ее территории сосредоточено около 9% мировых запасов гидроэнергии. Гидроэнергетика является одним из гарантов снижения зависимости стоимости электроэнергии в Российской Федерации (РФ) от изменения стоимости органического топлива в силу отсутствия топливной составляющей в производстве электроэнергии. Наряду с задачей дальнейшего освоения гидропотенциала России, безусловно, для ГЭС/ГАЭС, как и для всего топливно-энергетического комплекса, стратегически важной является проблема модернизации отрасли.
Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами и факторами риска в электроэнергетике Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 года выделяет недостаточный уровень автоматизации технологических процессов и повышение уязвимости объектов, связанное с усложнением систем и алгоритмов управления этими объектами. К технологиям, применение которых может повлечь за собой организационные и технологические изменения в управлении и функционировании электроэнергетических систем и способствовать переходу энергетики на новый технологический базис (так называемый "энергетический переход") относятся в т.ч. информационно-технологические платформы планирования (прогнозирования) и управления энергетической инфраструктурой и энергоприемниками на стороне потребителей электрической энергии, обеспечивающие минимизацию стоимости потребляемых энергетических ресурсов за счет оптимизации режимов работы технологического оборудования у потребителей, а также способных участвовать в оптовом рынке.
С момента утверждения профессионального стандарта в 2015 году в законодательство Российской Федерации были внесены изменения, связанные с корректировкой ряда классификаторов, а также приняты новые редакции документов, регламентирующих работу с персоналом в электроэнергетике и нормы по обеспечению безопасности и охране здоровья работников. Данные новации были отражены в актуализированной версии профессионального стандарта.
В ходе актуализации профессиональных стандартов на базе ЭСПК уже накоплен необходимый опыт и проведен соответствующий анализ потребностей в цифровых умениях и компетенциях, позволяющий более четко определить требования к функциям и трудовым действиям специалистов, занятых в области эксплуатации и организации эксплуатации электротехнического оборудования электрических сетей и электростанций.
Актуализация профессионального стандарта будет способствовать:
- обеспечению единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника;
- разработке новых программ повышения квалификации и дополнительного образования, а также созданию образовательных программ и отдельных модулей для программ среднего профессионального образования;
- формированию кадрового потенциала;
- формированию системы независимой оценки квалификации работников;
- совершенствованию деятельности организаций по подбору персонала.
Уведомление об актуализации профессионального стандарта размещено на специализированном портале Минтруда России "Профессиональные стандарты" (https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=120653, а также на сайте Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике: https://espkrf.ru/ps/).
Раздел 2. Актуализация профессионального стандарта
2.1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
2.1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
В настоящее время на территории России работают 46 гидростанций мощностью свыше 100 МВт. Нахождение ГЭС в составе крупных компаний - не только российская практика, а достаточно типичная организационная модель в мировой гидроэнергетике. Это обусловлено спецификой строительства и работы ГЭС.
Общая установленная мощность гидроагрегатов на ГЭС в России составляет примерно 49 955,62 МВт, а годовая выработка порядка 178,5 млрд кВт·ч - в общем объеме производства электроэнергии в России доля ГЭС составляет 21,21%. При этом по экономическому потенциалу гидроэнергоресурсов Россия занимает второе место в мире (порядка 852 млрд кВт·ч, после Китая), однако, по степени их освоения уступает практически всем развитым странам и многим развивающимся государствам. Так, во Франции и Швейцарии этот показатель превышает 90%, Канаде и Норвегии - 70%, США и Бразилии - 50%.
В 65 странах мира ГЭС обеспечивают более 50% электроэнергии, более 80% - в 32 странах, еще в 13 странах практически весь спрос на электроэнергию удовлетворяется гидроэлектростанциями. Гибкость гидрогенерации позволяет не только максимально эффективно отвечать на нужды потребителей, но и способствует развитию других менее гибких видов генерации, в частности, ветряной и солнечной. То есть, экологичное и эффективное производство энергии на ГЭС и ГАЭС обеспечивает надежность всей энергосистемы. На сегодняшний день степень освоения мирового гидропотенциала не превышает 30%.
Россия располагает большим гидроэнергетическим потенциалом, что определяет широкие возможности развития отрасли. На ее территории сосредоточено около 9% мировых запасов гидроэнергии. Гидроэнергетика является одним из гарантов снижения зависимости стоимости электроэнергии в Российской Федерации (РФ) от изменения стоимости органического топлива в силу отсутствия топливной составляющей в производстве электроэнергии.
Новые технологии распределенного производства электрической энергии, микрогенерации, управляемого потребления, виртуального агрегирования ресурсов создают принципиально новые условия для развития конкурентного розничного рынка. Быстрыми темпами разрабатываются и внедряются в том числе в отраслях топливно-энергетического комплекса цифровые технологии, в состав которых включают интернет вещей, 3D-моделирование, моделирование и прогнозирование на основе анализа "больших данных" (Big Data), нейросети, облачные вычисления, виртуальную и дополненную реальность, машинное обучение, компьютерную имитацию на основе цифровых двойников, интеллектуальные датчики, роботизацию производства, аддитивные технологии.
Задачей электроэнергетики по обеспечению потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса является повышение надежности и качества энергоснабжения потребителей до уровня, сопоставимого с лучшими зарубежными аналогами, с обеспечением экономической эффективности таких услуг.
В целях цифровой трансформации отраслей топливно-энергетического комплекса, создания условий для внедрения в них цифровых технологий и платформенных решений, с учетом приоритетов, обозначенных Президентом Российской Федерации и положений утвержденной в 2017 году национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" Минэнерго России при активном участии компаний ТЭК сформирован ведомственный проект "Цифровая энергетика". Для достижения ключевой задачи по цифровой трансформации энергетики проектом до 2024 года предусмотрен ряд мероприятий по четырем направлениям. Ключевым из них является общее для всех отраслей ТЭК направление по созданию условий для разработки и развития цифровых сервисов и решений. В его рамках предполагается выстроить систему управления, координации и мониторинга цифровой трансформации ТЭК России, а также создать условия для разработки и развития цифровых сервисов и решений в единой информационной среде. Также проектом предусмотрена реализация трех направлений по цифровизации отдельных секторов ТЭК, в т.ч. электроэнергетики. В их рамках предусмотрены мероприятия по разработке и корректировке законодательства, нормативной правовой и нормативной технической базы, отбор и реализация пилотных проектов по внедрению цифровых технологий и отраслевых платформенных решений.
Перечисленные выше стратегические и оперативные цели развития гидроэнергетики предъявляют дополнительные требования к системе профессиональной подготовки персонала в части изменения содержания обучения, в том числе повышение требований к техническим знаниям персонала с учетом модернизации производства.
На сегодняшний момент одной из актуальных для работодателей является проблема "старения" и "нехватки" профессиональных инженерных кадров. Исходя из специфики деятельности, и в настоящее время и в будущем будут нужны квалифицированные работники, которые непосредственно отвечают за безопасную и надежную эксплуатацию объектов гидроэнергетики.
Профессиональный стандарт "Работник по планированию режимов гидроэлектростанции /гидроаккумулирующей электростанции" содержит описание ключевых функций и требований к квалификации персонала, обеспечивающего планирование водно-энергетических режимов работы гидроэнергетических объектов.
ГЭС/ГАЭС работают в режиме, установленном для неё специальным уполномоченным органом Российской Федерации в области водных отношений и субъектом электроэнергетики, осуществляющим оперативно-диспетчерское управление в соответствующей операционной зоне. При планировании и анализе режимов ГЭС/ГАЭС должны учитываться условия функционирования ГЭС/ГАЭС в составе энергетических и водохозяйственных систем, что усложняет задачу планирования режимов ГЭС/ГАЭС и делает ее задачей многоцелевого назначения.
Данный профессиональный стандарт является уникальным и не имеет прямых зарубежных аналогов. Рассмотренные разработчиками зарубежные профессиональные стандарты в области контроля производства электроэнергии на гидроэнергетических объектах (опыт Австралии, Канады) имеют похожие выделенные элементы деятельности специалистов и перечни знаний и навыков. Сравнение описания детальных требований к квалификации специалистов в зарубежных стандартах в данной профессиональной области затруднено, как в силу другой организации деятельности работников - например, удаленного управления ГЭС, так и в силу различий в методологии разработки профессиональных стандартов.
Анализ государственных и отраслевых нормативных документов, анкетирование работодателей показали, что в настоящее время работники по планированию режимов ГЭС являются востребованными работниками со стабильной перспективой занятости.
Описания деятельности Инженера по расчетам и режимам организации электроэнергетики и Инженера по анализу и прогнозированию режимов энергопотребления имеется в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики (Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N4). В ходе анализа штатных расписаний ГЭС выявлены все наименования специальностей, в т.ч. наличие должностей Руководителя группы режимов, Руководителя подразделения по планированию режимов, Руководитель подразделения по расчетам и режимам, Руководитель группы режимов.
Анализ фактически осуществляемой деятельности также показал, что с момента утверждения профессионального стандарта перечень основных трудовых функций данной категории работников существенно не изменился, что обусловлено стабильностью основных организационных и производственных процессов по выработке электрической энергии на ГЭС.
При разработке данного профессионального стандарта принималось во внимание отсутствие специальной нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности.
2.1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
С учетом принятых в электроэнергетике подходов профессиональный стандарт "Работник по планированию режимов гидроэлектростанций/ гидроаккумулирующих электростанций" является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по 6 - 7 квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда работников, занятых в планировании режимов ГЭС.
Актуализированный профессиональный стандарт будет применяться в энергокомпаниях, эксплуатирующих гидроэлектростанции /гидроаккумулирующей электростанции.
С учетом сферы применения профессионального стандарта выделяются следующие обобщенные трудовые функции:
Мониторинг водохозяйственных и водно-энергетических показателей;
Планирование и контроль выполнения водно-энергетического режима работы ГЭС/ГАЭС;
Управление деятельностью по планированию и контролю выполнения водно-энергетического режима ГЭС/ГАЭС.
2.1.3. Описание состава трудовых функций
Обобщенные трудовые функции Профессиональный стандарт содержат ряд трудовых функций, определяющих специфику деятельности по планированию режимов гидроэлектростанций/ гидроаккумулирующих электростанций:
Сбор и обработка водохозяйственных данных;
Сбор и обработка водно-энергетических данных;
Планирование состава включенного гидрогенерирующего оборудования ГЭС/ГАЭС и каскадов ГЭС;
Проведение расчетов водно-энергетического режима работы ГЭС/ГАЭС;
Формирование проекта прогнозного баланса энергии и мощности ГЭС/ГАЭС на разные горизонты планирования;
Контроль и анализ фактического выполнения водно-энергетического режима ГЭС/ГАЭС;
Организация планирования и контроля выполнения водно-энергетического режима ГЭС/ГАЭС;
Организация деятельности подчиненных работников по планированию и контролю выполнения водно-энергетического режима ГЭС/ГАЭС;
Методологическое обеспечение деятельности по планированию режимов ГЭС/ГАЭС.
В рамках актуализации Стандарта применялись Рекомендации по использованию типовых модулей, содержащих описание необходимых знаний и умений в области информационных технологий (информационные компетенции), подготовленные в соответствии с решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным (протокол от 25.06.2020 N 45) в целях повышения качества, сокращения сроков разработки (актуализации )профессиональных стандартов, оказания практической помощи разработчикам профессиональных стандартов технических видов деятельности при формирования наборов знаний и умений в трудовых функциях различных категорий работников.
2.2. Основные этапы актуализации профессионального стандарта
2.2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2023 года N580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов", профессиональный стандарт актуализирован Советом по профессиональным квалификациям в электроэнергетики, с участием представителей работодателей на основе материалов, предоставленных ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в актуализации профессионального стандарта, приведены в Приложении 1.
2.2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект актуализированного профессионального стандарта
Профессиональная деятельность работников, занятых в планировании режимов ГЭС регулируется в т.ч. следующими нормативными правовыми актами:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N197-ФЗ;
- Федеральный закон от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике";
- Федеральный закон от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- Постановление Правительства РФ от 28.10.2009 N846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике";
- Приказ Минэнерго России от 04.10.2022 N1070 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 года N846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике";
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
- Приказ Минэнерго России от 22.09.2020 N796 "Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации";
- Постановление Минтруда РФ от 12.03.1999 N5 "Об утверждении Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики";
- Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N4 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики";
- Приказ Минтруда России от 15.12.2020 N903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок";
- Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 N536 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением";
- Приказ Минэнерго РФ от 08.07.2002 N204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок";
- Приказ Минэнерго России от 30.06.2003 N261 "Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках";
- Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий РД 153-34.0-03.301-00; ВППБ-01-02-95* издание третье с изменениями и дополнениями;
- Типовая инструкция по содержанию и применению первичных средств пожаротушения на объектах энергетической отрасли РД 34.49.503-94.
2.2.3. Требования к экспертам, привлеченным к актуализации профессионального стандарта
В целях актуализации профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, эксперты ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, специалисты в области электроэнергетики, руководители промышленных организаций, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
- подготовка и представление презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
- независимость;
- широкий кругозор;
- способность формировать и отстаивать точку зрения.
Сведения об экспертах, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
2.2.4. Этапы актуализации профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области электроэнергетики.
2 этап: анализ действующего профессионального стандарта "Работник по планированию режимов гидроэлектростанций/ гидроаккумулирующих электростанций".
3 этап: разработка проекта актуализированного профессионального стандарта.
4 этап: обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Проведенные мероприятия для общественного обсуждения проекта профессионального стандарта
Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта проводилось в ходе следующих мероприятий, организованных Ассоциацией "ЭРА России":
- круглого стола по вопросам развития Национальной системы профессиональных квалификаций и ее отраслевого сегмента (в электроэнергетике), состоявшегося 6 - 8 июня 2023 года в рамках проверки деятельности центра оценки квалификации АНО "ЮМЦК";
- заседание Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике, состоявшегося 5 июля 2023 года;
- VII Международной научно-технической конференции "Развитие и повышение надежности распределительных электрических сетей" 5 - 6 июля 2023 года;
- консультаций экспертов электроэнергетики в рамках проверки деятельности центра оценки квалификации ПАО "Россети Московский регион" (7 сентября 2023 года).
Информация о проведении обсуждения актуализируемого профессионального стандарта размещалась на сайте ЭСПК в сети Интернет по адресу: https://espkrf.ru/ps/, а также в публичном разделе "Профессионалы обсуждают" (https://profstandart.rosmintrud.ru/expert-opinion.php) программно-аппаратного комплекса "Профессиональные стандарты" Минтруда России.
В ходе доработки проекта профессионального стандарта, прошедшего этап профессионально-общественного обсуждения, были учтены редакционные и методические предложения экспертов ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России.
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта профессионального стандарта
К актуализации профессионального стандарта привлекались представители крупнейших работодателей электроэнергетики, экспертных, образовательных и иных профильных организаций, в т.ч.: ПАО "РусГидро", Филиал ПАО "РусГидро" - "Корпоративный университет гидроэнергетики".
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
Предложения и замечания редакционного характера по актуализации профессионального стандарта поступили от ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России. Других предложений и замечаний к проекту актуализируемого профстандарта не поступало.
Информация об учет поступивших замечаний и предложений будет приведена в приложении 3.
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте актуализированного профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект актуализированного профессионального стандарта "Работник по планированию режимов гидроэлектростанций/ гидроаккумулирующих электростанций" будет вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Работник по планированию режимов гидроэлектростанций/
гидроаккумулирующих электростанций"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к актуализации и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Актуализация профессионального стандарта | ||
1 |
Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России" (Ассоциация "ЭРА России") |
город Москва |
2 |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
город Москва |
3 |
ПАО "РусГидро" |
|
Согласование профессионального стандарта | ||
1 |
Совет по профессиональным квалификациям в электроэнергетике |
город Москва |
2 |
Общественное объединение "Всероссийский Электропрофсоюз" |
город Москва |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Работник по планированию режимов гидроэлектростанций/
гидроаккумулирующих электростанций"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
Круглый стол по вопросам развития Национальной системы профессиональных квалификаций и ее отраслевого сегмента (в электроэнергетике) |
6 - 8 июня 2023 года |
АО "НТЦ ФСК ЕЭС" (Москва), Всероссийский Электропрофсоюз (Москва), Отраслевое издание "Энергетика и промышленность России" (Москва), АНО "Национальное агентство развития квалификаций" (Москва), ПАО "РусГидро" (Москва), АО "НПФ Открытие" (Москва), ФГАОУ "ПЭИПК" Минэнерго России (Санкт-Петербург), Центр опережающей профессиональной подготовки (Астраханская обл.), ПАО "Россети Юг" (Ростовская обл.), ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" (Астраханская обл.), Филиал ПАО "Россети Юг" - "Калмэнерго" (Республика Калмыкия), АНО "ЮМЦК" (Ростовская обл.) |
25 |
https://espkrf.ru/press-czentr/novosti-espk/czentr-oczenki-elektroenergeticheskix-kvalifikaczij-ano-yumczk-uspeshno-proshel-vyiezdnuyu-proverku-organizovannuyu-espk |
VII Международная научно-техническая конференция "Развитие и повышение надежности распределительных электрических сетей" |
5 - 6 июля 2023 года |
Участники из России и стран СНГ (Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Республики Казахстан), в том числе руководители и технические специалисты, представляющие различные категории организаций-владельцев распределительных электрических сетей: от крупных государственных холдингов до небольших частных организаций и энергетических подразделений предприятий нефтегазового комплекса, а также представители науки и производители продукции |
1200 |
https://espkrf.ru/press-czentr/novosti-espk/v-ramkax-viii-mezhdunarodnoj-nauchno-texnicheskoj-konferenczii-razvitie-i-povyishenie-nadezhnosti-raspredelitelnyix-elektricheskix-setej-byili-predstavlenyi-dokladyi-i-stend-assocziaczii-era https://eepir.ru/new/viii-conferece-official-ending/ |
Экспертная группа |
II - III кварталы 2023 года |
ПАО "Т Плюс", Союз "РаПЭ", ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1", Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго", ООО "Байкальская энергетическая компания", АО "Квадра - Генерирующая компания", ООО "Газпром энергохолдинг", ООО "Сибирская генерирующая компания", Учебный центр ПАО "Мосэнерго", Учебный центр ПАО "ТГК-1" |
15 |
- |
Заседание ЭСПК |
5 сентября 2023 года |
ФГБОУ ВО "КГЭУ", АО "СО ЕЭС", ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ", Ростехнадзор, АО "Концерн Росэнергоатом", Ассоциация граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования "МАКО", ФГБОУ ВО "ИГЭУ", ФГАО ДПО "ПЭИПК", АО "Мосэнергосбыт" (Группа "Интер РАО"), ПАО "Россети Центр", Общественная организация "Всероссийский Электропрофсоюз", НП "КОНЦ ЕЭС", Союз "РаПЭ" |
17 |
https://espkrf.ru/press-czentr/novosti-espk/v-minenergo-rossii-sostoyalos-ochnoe-zasedanie-soveta-po-professionalnyim-kvalifikacziyam-v-elektroenergetike-rossijskoj-federaczii |
Проверка деятельности центра оценки квалификации ПАО "Россети Московский регион" |
7 сентября 2023 года |
Минэнерго России, ПАО "МОЭК", Ростехнадзор, ПАО "Россети", Общественная организация "Всероссийский Электропрофсоюз", ПАО "Русгидро", ООО "ЛУКОЙЛ-МЦПБ", МТО МВС - филиала ПАО "Россети Московский регион", ПАО "Россети Московский регион", ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" |
15 |
https://espkrf.ru/press-czentr/novosti-espk/czentr-oczenki-elektroenergeticheskix-kvalifikaczij-pao-rosseti-moskovskij-region-uspeshno-proshel-vyiezdnuyu-proverku-organizovannuyu-espk |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Работник по планированию режимов гидроэлектростанций/
гидроаккумулирующих электростанций"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта "Работник по планированию режимов гидроэлектростанций/ гидроаккумулирующих электростанций"
Предложений и замечаний к проекту актуализируемого профессионального стандарта не поступало
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
- |
- |
- |
- |
- |
Приложение 4
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Работник по планированию режимов гидроэлектростанций/
гидроаккумулирующих электростанций"
Паспорт актуализации профессионального стандарта "Работник по планированию режимов гидроэлектростанций/ гидроаккумулирующих электростанций"
п/п |
Раздел/подраздел профессионального стандарта |
Вносимые изменения (краткое описание) |
1 |
Наименование профессионального стандарта |
Не изменено |
Раздел I профессионального стандарта | ||
2 |
Наименование ВПД |
Не изменено |
3 |
Цели ВПД |
В наименовании оптимизировано применение названия и аббревиатуры гидроэлектростанций/гидроаккумулирующих электростанций |
4 |
Сведения по ОКЗ |
Установлены актуальные коды ОКЗ |
5 |
Сведения по ОКВЭД |
Актуализировано в соответствии с действующим классификатором |
Раздел II профессионального стандарта | ||
6 |
Обобщенные трудовые функции |
Не изменено |
7 |
Трудовые функции |
Актуализированы в ОТФ "С" |
Раздел III профессионального стандарта | ||
8 |
Сведения по ОКСО |
Удалены устаревшие ОКСО: 020601, 140202, 140209, 140204 Добавлены корректные ОКСО: 2.13.03.02 Электроэнергетика и электротехника 2.13.04.02 Электроэнергетика и электротехника |
8 |
Перечень возможных наименований должностей, профессий |
Уточнен в ОТФ "А" |
9 |
Требования к образованию и обучению |
Уточнены в ОТФ "А", "В", "С" |
10 |
Требования к опыту практической работы |
Уточнены в ОТФ "А", "В", "С" |
11 |
Особые условия допуска к работе |
Дана ссылка на новый НПА |
12 |
Другие характеристики |
Уточнены в ОТФ "А" |
13 |
Дополнительные характеристики |
Не изменено |
14 |
Трудовые функции: - трудовые действия - необходимые умения; - необходимые знания |
- В ТФ А/01.6, A/02.6, B/01.7, B/02.7, B/03.7, B/04.7, С/01.7, С/02.7 состав трудовых действий актуализирован - требования к необходимым умениям изменены в соответствии с трудовыми действиями. - требования к необходимым знаниям изменены в соответствии с трудовыми действиями. |
Раздел IV профессионального стандарта | ||
15 |
Ответственная организация-разработчик |
Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России" (Ассоциация "ЭРА России") |
16 |
Организации-разработчики |
Совет по профессиональным квалификациям в электроэнергетике ПАО "РусГидро" ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.