Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 339"
(подготовлен Минфином России 01.02.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 339" (далее - проект постановления, Постановление N 339) разработан в реализацию полномочий Правительства Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ), в связи с чем анализ правоприменительной практики не требуется.
Проектом постановления в дополнение к предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) случаям осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливаются иные случаи, при которых такая закупка может быть осуществлена на основании принимаемых в соответствии с Постановлением N 339 акта Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта местной администрации соответственно.
Проектируемые изменения позволят принимать такие акты не только в предусмотренном в настоящее время случае наличия решения Правительства Российской Федерации (содержащегося в протоколе заседания Правительства Российской Федерации, координационного или совещательного органа под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, ее Президиума), но и на основании вводимых проектом постановления прямых случаев, при которых принятие Правительством Российской Федерации такого решения не требуется.
Изменения спроектированы с учетом текущей экономической ситуации, обусловленной внешним санкционным давлением, проводимой специальной военной операции, и предусматривают возможность осуществлять в 2024 году, в том числе в субъектах Российской Федерации закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг, необходимых для:
реализации мероприятий и мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756" для соответствующего режима реагирования;
реализации специальной меры в сфере экономики, введенной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2022 г. N 1745 "О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616";
обеспечения физических лиц, являющихся беженцами, вынужденными переселенцами, физических лиц, пострадавших в результате боевых действий, а также физических лиц, вынужденно покинувших территории Российской Федерации, на которых введено военное положение, территории субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации;
восстановления объектов, поврежденных (разрушенных) в результате боевых действий.
Проектом постановления также предусматривается возможность применения положений Постановления N 339 при осуществлении закупок юридическими лицами, на которых распространяются отдельные положения Закона N 44-ФЗ в соответствии с частями 4, 41, 43 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая необходимость оперативного начала применения таких изменений в субъектах Российской Федерации, проект постановления содержит особый срок вступления в силу проектируемых изменений - со дня официального опубликования соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Дополнительно следует отметить, что отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере действия законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исключены из сферы применения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (пункт 4 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона), а положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются к организации и осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 15 части 4 статьи 2 указанного Федерального закона).
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет негативные социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.