Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен МВД России 31.01.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. N Пр-2526 и в целях дополнительной дифференциации административной ответственности при применении к иностранному гражданину или лицу без гражданства, утратившим документы, подтверждающие их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации и не обратившихся в органы внутренних дел Российской Федерации для их восстановления.
Предметом правового регулирования законопроекта является внесение изменений в части 1 и 11 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на установление альтернативности выбора при назначении иностранным гражданам или лицам без гражданства, не подавшим в органы внутренних дел Российской Федерации заявление об утрате документов на право пребывания (проживания) в Российской Федерации, административного наказания.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" связывает законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации с наличием у него действительных документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абзац десятый пункта 1 статьи 2).
При этом утрата таких документов сама по себе не влечет обязательного признания пребывания (проживания) лица в Российской Федерации незаконным. Негативные юридические последствия для иностранного гражданина наступают только в случае непринятия мер по восстановлению утраченных правоустанавливающих документов, поскольку это сопряжено с его переходом на нелегальное положение и, как следствие, созданием дополнительных рисков дестабилизации миграционной ситуации, общественного порядка и безопасности на территории Российской Федерации.
В настоящее время ответственность за указанное противоправное деяние установлена в санкции части 1 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и предусматривает назначение виновному лицу наказания в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Необходимо отметить, что исходя из общих положений КоАП, суду предписывается избрать справедливое наказание с учетом характера совершенного физическим лицом административного правонарушения, личности виновного и иных указанных в части 2 статьи 4.1 КоАП обстоятельств, допуская неприменение в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП административного выдворения за пределы Российской Федерации при установлении условий, исключающих его назначение.
Так, за 9 месяцев 2023 года суды, реализуя принцип справедливости при привлечении к административной ответственности иностранных граждан по части 1 1 статьи 18.8 КоАП более чем в 28% случаев ограничились наложением на виновных лиц административных штрафов в размерах от 2 до 5 тыс. рублей (25 тыс. из 88 тыс. решений суда).
Вместе с тем в целях формирования единообразной практики применения вышеуказанных положений КоАП и дополнительной дифференциации административной ответственности при их применении предлагается введение предусматриваемого законопроектом правового регулирования.
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете на текущее содержание уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В законопроекте отсутствуют положения, устанавливающие обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.