Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах различного характера, возникших вследствие лесных пожаров, а также на иные цели и мероприятия в рамках исполнения субъектами Российской Федерации полномочий в области лесных отношений"
(подготовлен Минприроды России 05.02.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах различного характера, возникших вследствие лесных пожаров, а также на иные цели и мероприятия в рамках исполнения субъектами Российской Федерации полномочий в области лесных отношений" (далее - проект постановления) подготовлен в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 5 мая 2022 г. N ВА-П11-7550 о рассмотрении обращения Счетной палаты Российской Федерации от 29 апреля 2022 г. N 02/918/10-03 по вопросу установления порядка определения объема субвенций, дополнительно выделяемых в течение года на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В рамках проекта постановления предусматривается утверждение Правил предоставления Рослесхозу из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение следующих направлений:
а) на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах различного характера, возникших вследствие лесных пожаров (далее - чрезвычайная ситуация в лесах);
б) на иные цели и мероприятия в рамках исполнения субъектами Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, объемы и/или виды которых не запланированы в рамках формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый и на плановый период, в связи с тем, что данные расходы не могли быть предусмотрены субъектом Российской Федерации ранее, так как необходимость в реализации которых возникла в текущем финансовом году.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам соответствующих субъектов Российской Федерации.
В целом размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений определяется ежегодно в рамках формирования бюджета на очередной финансовый год и плановый период на весь комплекс переданных полномочий.
В соответствии с пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 837, субъект Российской Федерации в рамках предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период объем бюджетных ассигнований определяет и согласовывает с Рослесхозом направления расходования средств субвенций в пределах переданных полномочий в области лесных отношений, исходя, в первую очередь, из необходимости выполнения объема мероприятий, определенных Лесным планом субъекта Российской Федерации, с учетом приоритизации направлений и качественного исполнения переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений.
Однако в течение текущего финансового года возможно возникновение ситуаций, в том числе вследствие лесных пожаров и ухудшения лесопатологической обстановки, при которых возможно введение чрезвычайных ситуаций в лесах, а также по иным направлениям в рамках исполнения субъектами Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, при которых объемы и/или виды мероприятий не могли быть запланированы в рамках формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, в связи с тем, что необходимость в их реализации возникла в текущем финансовом году. Данная ситуация может потребовать дополнительного финансового обеспечения из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Так, например, высокие классы пожарной опасности в лесах, сухая и ветреная погода, а также удалённость и труднодоступность территорий, отсутствие дорожно-транспортной сети, что влияет на сроки доставки, а соответственно локализацию и ликвидацию пожаров, приводят к необходимости привлечения дополнительных сил и средств пожаротушения, включая авиационные воздушные суда по их доставке к местам дислокации, дополнительный налет часов с целью обследования очагов лесных пожаров, а также увеличение кратности авиапатрулирования лесов.
Своевременное обнаружение лесных пожаров и принятие в кратчайшие сроки комплекса мер по оперативному реагированию позволяет снизить ущерб от лесных пожаров и минимизировать последствия возникших чрезвычайных ситуаций в лесах.
Кроме того, учитывая среднемноголетние данные по ежегодному возникновению новых очагов вредителей леса, а также то, что в последние годы в лесных насаждениях на территории лесного фонда субъектов Российской Федерации отмечается тенденция увеличения очагов вредных организмов, связанная в основном с массовым размножением сибирского и непарного шелкопряда и появления очагов инвазивных и карантинных видов вредителей в субъектах Российской Федерации, не исключено введение режимов чрезвычайных ситуаций на данному направлению с целью недопущения ухудшения лесопатологической обстановки в лесах. Указанная ситуация, в свою очередь, требует дополнительных оперативных мер борьбы, в целях недопущения гибели ценных хвойных насаждений, дальнейшего распространения вредителя в соседние регионы, снижения угрозы возникновения крупных лесных пожаров на участках леса, имеющих значительный процент поврежденных насаждений, обеспечения санитарной и экологической безопасности лесов. Поскольку очаги распространения инвазивных вредителей выявляются в основном по результатам осенних обследований территорий и требуют принятия по результатам весенних контрольных обследований очагов вредителей очередного финансового года, то как следствие, объем требуемого финансирования на принятие оперативных мер реагирования может превысить объем предусмотренных плановых средств субвенций из федерального бюджета и возможно приведет к возникновению потребности в дополнительном финансовом обеспечении требуемых мероприятий, в том числе в период введения чрезвычайных ситуаций в лесах.
Дополнительное финансирование из резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление своевременных мер по борьбе с очагами вредителей леса даст возможность сохранить хозяйственно ценные хвойные лесные насаждения и сократить площади погибших лесных насаждений.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие и реализация проекта постановления не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Срок вступления в силу проекта постановления предлагается определить с 1 января 2025 года в соответствии с началом нового бюджетного цикла.
Проектом постановления не регулируется предоставление государственных услуг, а также предоставление субсидий, предусматривающих выделение грантов бюджетными и автономными учреждениями организациям (кроме некоммерческих организаций) и индивидуальным предпринимателям, и оказание мер поддержки, предусматривающих адресную поддержку населению.
В связи с этим обеспечение самопроверки проекта постановления с использованием листов самопроверки на соответствие принципам и стандартам клиентоцентричности не требуется (поручение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2023 г. N ДГ-П36-3707).
Принятие и реализация проекта постановления окажет положительное влияние на достижение контрольных значений по ряду показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318, связанных с оперативностью реагирования при тушении лесных пожаров и принятием мер по борьбе с вредителями леса: "Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения в общем количестве лесных пожаров", "Площадь лесных пожаров на землях лесного фонда", "Ущерб лесным насаждениям от лесных пожаров", "Сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда", "Лесистость территории Российской Федерации", "Поглощение лесами углерода", "Площадь погибших лесных насаждений", "Доля проведенных мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов от площади очагов вредных организмов", а также по иным целям и мероприятиям (в зависимости от проведенных мероприятий), например, "Доля проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади поврежденных лесных насаждений", "Площадь рубок ухода за молодняками (осветление и прочистка)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.