Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, ГрК РФ), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) законопроект разработан во исполнение положений раздела 4 Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, в части создания системы специализированных учреждений для проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства с привлечением средств бюджетов бюджетной системы различного уровня.
На основании пункта 1.6 сводного отчета целями проектируемого регулирования являются:
- исключение "двухступенчатой" системы принятия Правительством Российской Федерации решений о проведении строительного контроля на объектах капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
- уточнение предмета строительного контроля в части включения в предмет проверки рабочей документации, подготовленной на основании проектной документации;
- наделение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации полномочием по принятию решения об определении органа государственной власти субъекта Российской Федерации или подведомственного ему учреждения, осуществляющего строительный контроль на территории субъекта Российской Федерации, и введение запрета на привлечение соисполнителей по государственным (муниципальным) контрактам на проведение строительного контроля (за исключением узкоспециализированных специалистов и экспертов).
Законопроект и сводный отчет размещены разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" regulation.gov.ru (ID законопроекта: 02/04/09-23/00141620) в целях проведения публичных обсуждений в период с 8 по 28 сентября 2023 года.
1. В части требований к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления отмечаем.
На основании части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Законопроектом устанавливается, что в отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 53 ГрК РФ), по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) строительный контроль проводится определенным им органом государственной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
То есть предусмотренное законопроектом полномочие предполагает право усмотрения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на принятие соответствующего решения и не влечет рисков возникновения дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
2. В отношении положений законопроекта, касающихся предметной области оценки регулирующего воздействия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, необходимо отметить следующее.
Согласно пункту 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 247-ФЗ), независимо от наличия (отсутствия) в законопроекте обязательных требований.
В пункте 11.3 сводного отчета разработчиком заявлено об отсутствии дополнительных расходов хозяйствующих субъектов, связанных с необходимостью соблюдения устанавливаемых законопроектом требований.
Вместе с тем по результатам анализа положений законопроекта и представленных материалов указанный вывод разработчика не находит своего подтверждения.
Статьей 53 ГрК РФ в редакции подпункта "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта среди прочего регламентировано, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ рабочей документации.
Статьей 48 ГрК РФ закреплено содержание понятия "рабочая документация", согласно которому рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей.
Таким образом, проектируемым регулированием в отношении лица, осуществляющего строительство*(1), устанавливается необходимость в рамках строительного контроля проводить проверку выполняемых работ на предмет их соответствия помимо проектной документации также значительному объему документов, которые можно отнести к рабочей документации, что в настоящее время положениями федеральных законов не предусмотрено.
Указанное объективным образом приводит к выводу о росте затрат данных лиц, направленных на выполнение мероприятий в рамках строительного контроля, вследствие принятия законопроекта*(2).
При этом разработчиком не представлена информация о проведенной оценке расходов субъектов регулирования, связанных с необходимостью выполнения устанавливаемого требования, с учетом положений Методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669. Сводный отчет не содержит данных по итогам проведенной разработчиком оценки наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, основывающейся на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям в области строительства.
Таким образом, не представляется возможным определить целесообразность установления законопроектом необходимости проведения оценки соответствия выполняемых работ рабочей документации при проведении строительного контроля, исходя из критерия соотношения размера предотвращаемого ущерба и издержек, направленных на реализацию проектируемого регулирования.
Изложенное свидетельствует о несоблюдении при разработке законопроекта принципа обоснованности, а в части значительного (законодательно неограниченного) объема рабочей документации - принципа исполнимости обязательных требований, закрепленных статьями 6 и 9 Федерального закона N 247-ФЗ.
Предлагаемое регулирование несет риск установления избыточной регуляторной нагрузки в отношении субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, которых затрагивают положения законопроекта, в связи с чем требуется приведение дополнительного обоснования в указанной части со стороны разработчика либо исключение соответствующих изменений (требований) из редакции законопроекта.
Таким образом, на основании проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
проблема и способ решения проблемы разработчиком обоснованы не в полной мере;
законопроект не соответствует принципам Федерального закона N 247-ФЗ;
в законопроекте выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
в законопроекте не выявлены положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время изменения, предусмотренные законопроектом, не предусматривают установление обязательных требований в соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ.
В то же время в случае, если оценка соблюдения требований законопроекта будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы,то может быть сделан вывод о том, что законопроект устанавливает обязательные требования в соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ.
-------------------------------------------
*(1) А также в ряде случаев застройщика, технического заказчика и иных лиц в соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ.
*(2) В силу проектируемых изменений, описанных в пункте 1 настоящего заключения, а также разработанного проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего переутверждение Правил проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (в части нормативов затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов, финансируемых (частично финансируемых) за счет бюджетов), в редакции, направленной письмом Минстроя России от 4 сентября 2023 г. N 53980-АЛ/08, риски дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.