Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 09.02.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 г. N 59-П по делу о проверке конституционности абзаца восьмого части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.А. Сельковой (далее - постановление КС РФ N 59-П).
Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что трудовой договор может заключаться как на неопределенный, так и на определенный срок - не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Кодексом и иными федеральными законами (часть первая статьи 58 Кодекса).
В соответствии с абзацем восьмым части второй статьи 59 Кодекса по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Понятие "руководителя организации" раскрывается в части первой статьи 273 Кодекса, под которым понимается физическое лицо, которое в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
При этом в постановлении КС РФ N 59 указано, что Кодекс не устанавливает нормативной взаимосвязи абзаца восьмого части второй статьи 59 Кодекса с частью первой статьи 273 Кодекса, содержащей понятие "руководитель организации". Это означает невозможность применения данного определения к лицам, указанным в абзаце восьмом части второй статьи 59 Кодекса.
В связи с чем как отмечено в постановлении КС РФ N 59-П, применение указанной нормы в судебной практике сопровождается различным толкованием понятия "руководители организаций", что свидетельствует об отсутствии единого подхода к его пониманию.
В большинстве случаев суды приходят к выводу о том, что работники, замещающие должности руководителей структурных подразделений организаций, не выполняют функций единоличного исполнительного органа организации и потому не могут быть отнесены к руководителям организаций (аналогичная позиция изложена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 21). Соответственно, по этой же причине с ними не могут заключаться срочные трудовые договоры со ссылкой на абзац восьмой части второй статьи 59 Кодекса (определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июля 2021 г. N 88-11020/2021; апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 июля 2017 г. N 33-4544/2017 и др.).
В то же время в ряде случаев суды относят к руководителям организаций не только должностных лиц, осуществляющих руководство организацией в целом, в том числе выполняющих функции ее единоличного исполнительного органа,но и иных работников, которые в той или иной мере наделены управленческими полномочиями и выполняют определенные организационно-распорядительные функции. Соответственно, абзац восьмой части второй статьи 59 Кодекса интерпретируется ими как позволяющий заключать срочный трудовой договор фактически с любым руководителем, включая руководителей структурных подразделений организации (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2018 г. N 58-КГ17-18 и др.).
Постановлением КС РФ N 59-П абзац восьмой части второй статьи 59 Кодекса признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой он в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование и, следовательно, возможность произвольного применения, допускает различный подход к решению вопроса о возможности заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, а также о правомерности увольнения такого работника в связи с истечением срока трудового договора.
В этой связи в целях исключения неоднозначности толкования вышеуказанной нормы, а также в целях недопущения заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, законопроектом предусматривается внесение соответствующего изменения в абзац восьмой части второй статьи 59 Кодекса в части установления нормативной взаимосвязи указанной нормы с частью первой статьи 273 Кодекса, содержащей понятие "руководитель организации".
Законопроектом также вносятся соответствующие изменения в статьи 73 и 81 Кодекса, так как правовой статус руководителя организации (права, обязанности, гарантии, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, среди которых также работники осуществляющие руководство отдельными структурными подразделениями организации, в том числе филиалами, представительствами или иными обособленными структурными подразделениями, без возложения на них функций единоличного исполнительного органа организации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, отрицательно не повлияет на достижение целей и показателей действующих государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.