Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178"
(подготовлен ФАС России 08.02.2024 г.)
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 11.11.2021 г. NАН-П51-117пр, от 27.06.2023 г. N 4494-П51-АН, а также в целях совершенствования законодательства в электроэнергетике ФАС России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178" (далее - проект постановления).
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Проектом постановления уточняется порядок учета амортизационных отчислений при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (далее - ТСО).
В настоящее время амортизация учитывается в необходимой валовой выручке (далее - НВВ) ТСО независимо от наличия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (далее - ИПР). В результате при отсутствии ИПР у отдельных ТСО амортизация формирует свободные денежные средства, оплачиваемыми потребителями в тарифе. В то же время у ТСО, у которых есть утвержденная ИПР и при этом основной вид деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии является убыточным отсутствует нормативная возможность направления амортизации не в полном объеме на восстановление основных фондов, а также на покрытие отдельных затрат, включая кассовые разрывы в текущей операционной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, проектом постановления предусматривается, что расходы на амортизацию включаются в НВВ ТСО только при наличии утвержденной в установленном порядке ИПР на очередной период регулирования.
Амортизационные отчисления определяются в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере бухгалтерского учета, исходя из срока полезного использования активов, который не может быть ниже минимальных сроков, установленных в отношении соответствующей амортизационной группы Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
Новый порядок определения срока полезного использования будет относиться к активам, вводимым в эксплуатацию начиная с 01.01.2025 г.
При определении источников финансирования инвестиционной программы учитывается, что амортизация может быть направлена на покрытие отдельных видов расходов, а также устанавливается перечень таких расходов.
Проектом постановления также уточняется порядок распределения исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов и доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности, в целях сглаживания изменения тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (механизм "сглаживания" НВВ).
В настоящее время механизм "сглаживания" НВВ применяется только к ТСО, НВВ которых превышает 10% от региональной "котловой" НВВ в субъекте РФ. В целях установления единых подходов к определению НВВ ТСО с учетом ограничения роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации проектом постановления устанавливается, что механизм "сглаживания" применяется в отношении любой ТСО (за исключением случаев регулирования методом доходности инвестированного капитала и заключения соглашения об условиях осуществления регулируемых видов деятельности), при этом распределению подлежат суммарная величина положительных и отрицательных корректировок НВВ, проводимых в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, а также результаты проверок хозяйственной деятельности. Кроме того, вводится предельная допустимая величина ежегодного "сглаживания" НВВ.
Проектом постановления устанавливается обязанность регулирующих органов отражать в экспертном заключении источники финансирования мероприятий утвержденной или скорректированной в установленном порядке инвестиционной программы, информацию по "сглаживанию" НВВ в соответствии с пунктами 7, 37, 38(3) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и графику ее возврата в последующие периоды регулирования.
Кроме того, проектом постановления уточняются положения об учете в тарифах на услуги по передаче электрической энергии расходов на формирование резерва по сомнительным долгам и расходов на списание безнадежной задолженности в отношении гарантирующих поставщиков, в том числе находящихся в процедуре банкротства, а также задолженности, возникшей в период исполнения территориальной сетевой организацией функций гарантирующего поставщика. Норма позволит компенсировать вышеуказанные экономически обоснованные расходы ТСО, которые в настоящее время не учитываются при тарифном регулировании.
Принятия положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта постановления не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не повлечет социально- экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.