Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минтранса России "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14 июля 2015 г. N 216" (далее соответственно - проект акта, ФАП N 216, Правила), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик),и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в период с 20 октября по 3 ноября 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/10-23/00142814).
Проектом акта предлагается внести изменения в ФАП N 216, содержащиеся в пункте 54 Перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 (далее соответственно - Перечень, постановление N 2467).
Согласно абзацу 2 пункта 3 постановления N 2467 внесение изменений в нормативный правовой акт, содержащийся в Перечне, допустимо, в случае если в заключении об оценке регулирующего воздействия сделан вывод о том, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований или иным образом улучшают положение указанных субъектов и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
Учитывая изложенное, подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия, содержащего соответствующий вывод, возможна в случае направления разработчиком обоснования направленности проектируемого регулирования на снижение затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и отсутствия в проекте акта новых условий, ограничений, запретов, обязанностей в форме чек-листа, направленного в федеральные органы исполнительной власти письмом Минэкономразвития России от 15 декабря 2021 г. N Д26и-39513.
Одновременно обращаем внимание, что согласно пункту 1 поручения Правительства Российской Федерации от 14 июня 2023 г. N 3804-П36-ДГ Минтрансу России требуется обеспечить переиздание ФАП N 216. Полагаем необходимым учесть указанное положение при дальнейшей работе над проектом акта.
Вместе с тем к проекту акта имеются следующие замечания.
1. Правила необходимо привести в соответствие описанию целевого состояния государственной услуги "Выдача документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, осуществляющих аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, требованиям федеральных авиационных правил" (ОЦС).
ОЦС предусматривается реализация реестровой модели предоставления государственной услуги. Отмечаем, что в соответствии с реестровой моделью наличие разрешения подтверждается записью в реестре, обладающей юридической значимостью, при этом разрешение на бумажном носителе или в форме электронного документа не представляется.
Вместе с тем Правилами в редакции проекта акта предусматривается выдача (направление) заявителю свидетельства соответствия, являющегося документом, подтверждающим соответствие юридического лица требованиям Правил (далее - свидетельство), утверждается форма свидетельства.
В целях реализации ОЦС и внедрения реестровой модели в Правилах необходимо предусмотреть, что подтверждением наличия свидетельства является запись в реестре, и исключить из Правил положения, указывающие на выдачу свидетельства в форме отдельного документа.
Кроме того, целесообразно предусмотреть возможность представления по заявлению заинтересованных лиц выписки из реестра с нанесенным на нее QR-кодом, содержащим в кодированном виде адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с размещенными на ней записями в реестре, содержащими сведения о предоставленном свидетельстве.
2. В соответствии с пунктом 3.1 Правил в редакции проекта акта срок выдачи свидетельства составляет 19 рабочих дней со дня регистрации заявки в уполномоченном органе или в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг". В целях обеспечения правовой определенности необходимо уточнить, что регистрация заявки осуществляется в день ее поступления.
Таким образом, по результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России при условии учета вышеуказанных замечаний могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
проект акта в представленной редакции устанавливает обязательные требования в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.