Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 19.02.2024 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (далее соответственно - Соглашение, Стороны), подписанное в г. Москве 19 июня 2023 г., заключено с целью создания организационно-правовых основ для взаимовыгодного сотрудничества Сторон в конкретных областях деятельности, связанной с исследованием и использованием космического пространства, а также с использованием результатов космической деятельности в мирных целях.
Соглашение подготовлено и подписано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2023 г. N 1304-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" в связи с устойчивой тенденцией к расширению сотрудничества Российской Федерацией и Республикой Таджикистан в области космической деятельности посредством запланированных к реализации совместных проектов, относящихся, в частности, к установке на территории Республики Таджикистан наземного комплекса приема, обработки и архивации данных дистанционного зондирования Земли из космоса и оптико-электронного комплекса для предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве.
Соглашением предусмотрены все необходимые в практическом отношении принципы и нормы, требуемые для развития российско-таджикистанского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства и практического применения космических систем и технологий в мирных целях. Указанные принципы и нормы касаются, среди прочего, охраны прав интеллектуальной собственности, вопросов регулирования защиты и обмена различного рода информацией, сертификации конечного использования и порядка безопасного обращения на территории импортера с охраняемыми изделиями и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль, взаимный отказ от предъявления требований об ответственности и о возмещении ущерба при осуществлении совместной деятельности, обеспечения правовой и физической защиты имущества Сторон и связанных с ними организаций на территории импортирующего государства.
Основным направлением сотрудничества является внедрение и использование российских космических технологий для решения актуальных экономических, социальных и научных задач, повышения эффективности управления объектами и ресурсами в различных сферах хозяйственной деятельности Республики Таджикистан.
Приоритетными областями и направлениями российско-таджикистанского сотрудничества являются дистанционное зондирование Земли из космоса, связь и телевещание, использование навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, научные фундаментальные и прикладные космические исследования.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) Соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации в части, касающейся освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов товаров, ввоз и вывоз которых осуществляется в рамках Соглашения (статья 10), обеспечения иммунитета экспортируемых охраняемых изделий и технологий (статья 12), действия принципа взаимного отказа сторон и участников совместной деятельности обеих сторон от предъявления друг другу требований об ответственности и о возмещении ущерба при осуществлении совместной деятельности (статья 13).
Так, в соответствии со статьей 12 Соглашения на территории Сторон соблюдается специальный режим для защиты ввезенных охраняемых изделий и технологий, который также включает в себя запрет на любые формы и виды изъятий или исполнительного производства, а также иные принудительные меры, включая обращения взыскания на упомянутые категории товаров и их арест до вынесения судебного решения.
При этом в соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принудительное изъятие имущества у собственника возможно по основаниям, предусмотренным законом. Статьей 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определен перечень имущества, принадлежащего гражданину-должнику, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, и установлено, что перечень имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определяется федеральным законом.
Согласно статье 13 Соглашения Стороны на взаимной основе отказываются от предъявления друг другу любых требований об ответственности и о возмещении ущерба, нанесенного лицам и имуществу в ходе осуществления совместной деятельности в рамках Соглашения.
В то же время в соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда. Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Кроме того, статьей 16 и 161 ГК РФ предусмотрено возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления.
Иные основания для ратификации Соглашения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе статьей 15 Федерального закона N 101-ФЗ, отсутствуют.
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" (далее - законопроект) и проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" (далее - проект постановления) подготовлены в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 101-ФЗ.
Предлагаемые законопроектом и проектом постановления решения будут способствовать достижению целей государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России", в том числе в части стимулирования развития технологического и кадрового потенциалов российской космической отрасли.
Законопроект и проект постановления соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте и проекте постановления отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация положений Соглашения не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не повлияет на доходы указанных бюджетов.
Принятие соответствующего законопроекта и проекта постановления не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых законопроектом и проектом постановления решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект и проект постановления не относятся к проектам нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственных услуг, а также предоставление субсидий, предусматривающих выделение грантов бюджетными и автономными учреждениями организациям (кроме некоммерческих организаций) и индивидуальным предпринимателям, и оказание мер поддержки, предусматривающих адресную поддержку населению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.