Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Требований к компетентным в области автономного судоходства организациям" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в период с 23 сентября по 19 октября 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/09-23/00142098).
По информации разработчика, Федеральным законом от 10 июля 2023 г. N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающиеся особенностей плавания автономных судов в акваториях морских портов и на подходах к ним, регулирования захода автономных судов в морские порты и выходы автономных судов из морских портов, взаимодействия радиолокационных систем управления движением судов с автономными судами.
Федеральным законом N 294-ФЗ в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) вводится новая глава VI.1 "Особенности эксплуатации автономных судов".
В соответствии с внесенными в КТМ изменениями под автономным судном понимается самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту судна частично (полуавтономное) или полностью (полностью автономное судно) осуществляется в автономном режиме. При этом автономное судно должно иметь внешний экипаж, способный дистанционно осуществлять судовождение.
Новой главой VI.1 вводится определение: "компетентная в области автономного судоходства организация", а также регулирование отношений, связанных с вопросами эксплуатации автономных судов в целом.
Обязанность по укомплектованию судна внешним экипажем будет возложена на судовладельца в соответствии с пунктом 1 статьи 106.6 КТМ, которая вводится Федеральным законом N 294-ФЗ.
Согласно статье 106.6 КТМ компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь в своем распоряжении технические средства, необходимые для осуществления управления автономными судами, соответствующие требованиям к техническим средствам по управлению автономными судами, предусмотренным пунктом 2 статьи 24 КТМ, а также специалистов по управлению автономными судами, удовлетворяющих требованиям статьи 106.5 КТМ, и соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям.
Во исполнение вышеуказанного положения в целях установления отсутствующего регулирования в части требований к компетентным в области судоходства организациям разработан настоящий проект акта.
По итогам рассмотрения проекта акта к нему могут быть представлены следующие замечания.
1. В соответствии с установленным в статье 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) принципом правовой определенности и системности обязательное требование должно быть логичным, ясным и понятным правоприменителю и иным лицам.
Таким образом, законодательно не допускается наличие неясных, неопределенных формулировок, которые трактовались бы правоприменителем неоднозначно.
Согласно подпункту "а" пункта 3 проекта акта компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь в своем распоряжении специалистов по управлению автономными судами, удовлетворяющих требованиям статьи 106.5 КТМ в численном составе, достаточном для обеспечения безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения, но не менее указанного в свидетельстве о минимальном составе внешнего экипажа автономного судна.
В то же время проект акта не содержит указание на то, какое количество специалистов может считаться достаточным.
Соответственно, проект акта содержит дискреционное определение, которое может трактоваться неоднозначно, что приводит к риску установления излишних требований к субъектам предпринимательской или иной экономической деятельности.
Считаем необходимым доработать проект акта в указанной части с уточнением определения "достаточного" количества специалистов по управлению автономным судном.
2. Подпунктом "б" пункта 3 проекта акта установлено требование к компетентной в области автономного судоходства организации о наличии персонала Центра дистанционного управления морским автономным надводным судном в составе, указанном в документе, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.
Фактически проектом акта вводится новое понятие: Центр дистанционного управления морским автономным надводным судном, в то же время ни в проекте акта, ни в Федеральном законе N 294-ФЗ данное понятие не раскрывается, не устанавливается его состав, способы формирования, регулирование.
Кроме того, разработчиком не приводится обоснование причин формирования персонала компетентной в области автономного судоходства именно из состава Центра дистанционного управления морским автономным надводным судном.
С учетом изложенного представляется необходимым установить в проекте акта положения, касающиеся Центра дистанционного управления, его формирования и причин выбора персонала компетентной в области автономного судоходства организации из его состава.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проектом акта устанавливаются обязательные требования в соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.