Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 14.02.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минэкономразвития России в целях совершенствования законодательства в области регулирования деятельности особых экономических зон (ОЭЗ).
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) резидент ОЭЗ - арендатор земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, не вправе отдавать арендные права в залог. Ранее указанное ограничение снималось, когда резидент ОЭЗ выкупал земельный участок себе в собственность, сделать это было возможно уже на этапе осуществления на нем строительства. В действующей редакции Закона N 116-ФЗ установлено, что выкуп резидентом ОЭЗ земельного участка возможен только после выполнения условий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ, когда финансирование инвестиционного проекта уже осуществлено.
В целях привлечения внешнего заемного финансирования для реализации инвестиционных проектов резидентов ОЭЗ на этапе строительства предлагается снять ограничения по передаче резидентами ОЭЗ арендных прав на предоставленные им земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в залог. Снятие указанных ограничений позволит резидентам ОЭЗ привлечь дополнительные объемы внешнего заемного финансирования, в том числе льготного, со стороны российских кредитных организаций и институтов развития в целях реализации инвестиционных проектов, значимых для регионального развития.
Аналогичный подход применяется и для резидентов Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 Правил предоставления управляющей компанией Арктической зоны Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2021 г. N 91, согласно которым полномочные органы вправе дать резиденту Арктической зоны согласие на передачу в залог права аренды земельного участка.
Потребность регионов и потенциальных инвесторов выявлена и подтверждена официальными письмами в рамках проработки указанной инициативы. Заинтересованность кредитных организаций также подтверждена, в том числе в результате совместных рабочих встреч и совещаний.
Статьи законопроекта соответствуют Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также иным международным договорам Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения окажут положительное влияние на достижение целей Государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, в части целей "Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата", "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых".
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие и дальнейшая реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Планируемый срок принятия законопроекта 1 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.