Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"
(подготовлен Минпромторгом России 20.02.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III И IV категорий разработан в целях уточнения критериев отнесения производственных объектов целлюлозно-бумажной промышленности к конкретным категориям и повышения эффективности регулирования негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого данными объектами.
Согласно действующему законодательству, объекты, отнесенные к I категории, должны осуществлять деятельность на основании комплексного экологического разрешения, которым утверждаются технологические нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ для определенных производственных объектов. Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III И IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 (ред. от 07.10.2021) производства бумаги и (или картона) с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более отнесены к I категории, а с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки - ко II категории.
Анализ опыта подготовки заявки для получения комплексного экологического разрешения применительно к объектам, на которых осуществляется деятельность по производству бумаги и картона из приобретенного сырья (первичного вторичного), показал, что для них технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ устанавливаться не могут в силу отсутствия установленных технологических показателей наилучших доступных технологий. Установление технологических нормативов сброса загрязняющих веществ возможно только в случае, если производственные сточные воды сбрасывают в водные объекты.
Как показывает практика большая часть производств бумаги и (или) картона не имеют собственных выпусков в водные объекты (сточные воды передают на очистку в другие организации). Остальные производства направляют сточные воды на собственные централизованные системы водоотведения, где они смешиваются со сточными водами других источников, в том числе с хозяйственно-бытовыми стоками, включая городские. При такой организации потоков не представляется возможным применить к объектам очистки сточных вод технологические показатели сбросов, установленные для производств бумаги и (или) картона и, соответственно, разработать технологические нормативы сбросов. Кроме того, мощности таких объектов преимущественно соответствуют критериям отнесения объектов очистки сточных вод, к объектам II категории.
Таким образом, комплексные экологические разрешения применительно к производствам бумаги и (или) картона, работающие на приобретенном сырье, не будут содержать ни технологических нормативов выбросов, ни технологических нормативов сбросов загрязняющих веществ, то есть к таким объектам механизмы регулирования негативного воздействия на окружающую среду с применением комплексного экологического разрешения применять неэффективно.
В то же время хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, отнесенные ко II категории, обязаны предоставить в органы контроля (надзора) декларации о воздействии на окружающую среду, в которые приводятся сведения об уровне воздействия на окружающую среду всех загрязняющих веществ, которые они выбрасывают в атмосферный воздух и сбрасывают в водные объекты.
В связи с изложенным Постановлением Правительства Российской Федерации предусматривается внесение изменений в критерии отнесена объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III И IV категорий, предусматривающие отнесение всех объектов, на которых осуществляется производство бумаги и(или) картона из приобретенного сырья к объектам II категории независимо от их мощности. Однако если производство бумаги и (или) картона технологически связано с производством целлюлозы или древесной массы, такой комплекс производств сохранит статус объекта I категории.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.