Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте"
(подготовлен Минтрудом России 26.02.2024 г.)
Профессиональный стандарт "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте" разработан в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, и обеспечения указанных рабочих мест высококвалифицированными кадрами.
Уведомление о разработке проекта профессионального стандарта размещено на сайте "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/podsistema-razrabotki-professionalnykh-standartov/upravlenie-uvedomleniyami/index.php?ELEMENT_ID=123269).
Раздел 1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1 Значение для железнодорожного транспорта, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Разработка профессионального стандарта продиктована необходимостью определения в современных условиях рынка труда системы требований к профессиональному и высшему образованию, практическому опыту работы, знаниям и умениям для работников, осуществляющих профессиональную деятельность по разработке, внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры.
Разработанный профессиональный стандарт позволит осуществить взаимодействие сферы труда и системы образования посредством учета требований рынка труда при разработке образовательных стандартов, поддержки непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности.
В ходе разработки проекта профессионального стандарта проведен анализ нормативных правовых документов и отраслевых нормативных документов по разработке, внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры.
Анализ показал, что техники, технологи и главные технологи работают в подразделениях организаций железнодорожного транспорта, которые расположены во всех регионах РФ. Общая их численность составляет более 13 тыс. человек.
Основной функциональной обязанностью вышеуказанных работников является обеспечение качества работ и услуг при разработке, внедрении в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры.
Для выполнения должностных обязанностей техники должны иметь среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена, технологи - высшее образование - бакалавриат или специалитет (магистратура), главные технологи - высшее образование - специалитет, магистратура.
В настоящее время необходимо существенное обновление и развитие кадрового потенциала работников, занятых обеспечением качества работ и услуг при разработке, внедрении в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры.
Совершенствование технологий производства и моделей управления персоналом требует повышения уровней квалификации работников в соответствии с изменяющимися функциональными требованиями, пересмотра требований к персоналу с точки зрения его компетентности, знаний, умений и навыков в контексте способности и готовности работников эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества.
Должности, трудовые функции которых описаны в профессиональном стандарте, являются востребованными. Спрос на работников данных должностей растет вместе с необходимостью улучшения качества работ и услуг при организации и разработке производственных процессов на железнодорожном транспорте. Анализ вида профессиональной деятельности "Разработка, внедрение в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологическая подготовка производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры" и перспектив его развития показал наличие следующих тенденций:
- совершенствование порядка ведения документации по организации производственной деятельности подразделения организации железнодорожного транспорта с использованием автоматизированных систем и их развития;
- необходимость разработки локальных нормативных актов, технической документации для осуществления производственной деятельности подразделения организации железнодорожного транспорта;
- создание условий для развития подразделения организации железнодорожного транспорта путем внедрения новейших технологий по организации, разработке и контролю производственных процессов на железнодорожном транспорте;
- осуществление мероприятий по повышению эффективности производства, качества работы, улучшению организации и повышению культуры производства.
Данный профессиональный стандарт является многофункциональным нормативным документом, описывающим область профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций с 5-го по 7-й квалификационный уровень, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт разработан также в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работников.
При разработке проекта профессионального стандарта принимали во внимание наличие специальной нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности.
Области профессиональной деятельности (виды экономической деятельности), в которых применим профессиональный стандарт "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте", приведены в таблице 1.
Таблица 1. Области профессиональной деятельности
Коды ОКВЭД |
Виды экономической деятельности |
49.10 |
Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки |
49.20 |
Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки |
49.31.1 |
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении |
52.21.1 |
Деятельность вспомогательная, связанная с железнодорожным транспортом |
52.24 |
Транспортная обработка грузов |
52.29 |
Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками |
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является: обеспечение качества работ и услуг при разработке, внедрении в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры.
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
- Оформление технологической документации и контроль выполнения технологии и качества выпускаемой продукции на участке производства;
- Разработка и внедрение в производство технологических инструкций, технико-нормировочных карт, карт технологического процесса и иной нормативной и технической документации на железнодорожном транспорте;
- Руководство деятельностью по разработке, внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры.
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
- широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций, тарификация должностей, отбор, подбор и аттестация персонала, планирование карьеры);
- процедуры стандартизации и унификации в рамках вида экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
- оценка квалификаций граждан;
- формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
- выбор квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задаче;
- определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
- обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
- обеспечение профессионального роста персонала;
- поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
- повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
- повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте" является основой для работника в следующих направлениях:
- определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
- эффективное функционирование на предприятии;
- обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
- карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных программ профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального и высшего образования, а также дополнительного профессионального образования персонала на предприятиях.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности "Разработка, внедрение в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологическая подготовка производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры" были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Разработка, внедрение в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологическая подготовка производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и с учетом Отраслевой рамки квалификаций для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований к профессиональной деятельности техников, технологов и главных технологов ОТФ отнесены с 5-й по 7-й уровень квалификации.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
А |
Оформление технологической документации и контроль выполнения технологии и качества выпускаемой продукции на участке производства |
5 |
Осуществляют самостоятельную деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений, несут ответственность за решение и результат выполнения поставленных задач, умеют решать различные типы практических задач с элементами проектирования, выбирать способ решения в изменяющихся условиях рабочей ситуации, проводить текущий и итоговый контроль с оценкой и корректировкой деятельности, применяют профессиональные знания технического и методического характера, самостоятельно работают с информацией, необходимой для решения поставленных профессиональных задач |
В |
Разработка и внедрение в производство технологических инструкций, технико-нормировочных карт, карт технологического процесса и иной нормативной и технической документации на железнодорожном транспорте |
6 |
Осуществляют самостоятельную деятельность, предполагающую определение задач собственной работы и подчиненных работников по достижению цели, обеспечивают взаимодействие сотрудников и смежных подразделений, несут ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения, умеют контролировать, оценивать и корректировать текущие ситуации, требующие принятия технологических или методических решений, применяют профессиональные знания технологического или методического характера, в том числе инновационных, самостоятельно анализируют и оценивают профессиональную информацию |
С |
Руководство деятельностью по разработке, внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры |
7 |
Определяют стратегию, управляют процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций (подразделений), несут ответственность за результаты их деятельности, решают задачи развития области профессиональной деятельности и организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных, занимаются разработкой новых методов и технологий. Понимают методологические основы профессиональной деятельности и создают новые знания прикладного характера, определяют источники и информацию, необходимую для развития области профессиональной деятельности и организации |
1.3 Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 3.
Таблица 3. Трудовые функции
Код |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
A/01.5 |
5 |
Оформление технологической документации на участке производства |
A/02.5 |
5 |
Контроль выполнения технологии и качества выпускаемой продукции на участке производства |
B/01.6 |
6 |
Разработка технологических инструкций, технико-нормировочных карт, карт технологического процесса и иной нормативной и технической документации на железнодорожном транспорте |
B/02.6 |
6 |
Внедрение в производство технологических инструкций, технико-нормировочных карт, карт технологического процесса и иной нормативной и технической документации на железнодорожном транспорте |
B/03.6 |
6 |
Внесение изменений в техническую документацию на железнодорожном транспорте |
C/01.7 |
7 |
Организация разработки технологических процессов и технологической документации на железнодорожном транспорте |
C/02.7 |
7 |
Организация внедрения в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте |
C/03.7 |
7 |
Организация технологической подготовки производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры |
C/04.7 |
7 |
Контроль выполнения мероприятий по разработке (внедрению в производство) технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры |
C/05.7 |
7 |
Руководство работниками, занимающимися деятельностью по разработке (внедрению в производство) технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры |
Раздел 2. Основные этапы разработки профессионального стандарта
2.1 Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2023 г. N 580, профессиональный стандарт разработан Центром организации труда и проектирования экономических нормативов - филиалом ОАО "РЖД" с участием представителей работодателей, образовательных организаций профессионального обучения. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке профессионального стандарта, приведен в Приложении 1.
2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Профессиональная деятельность техников, технологов и главных технологов регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативными правовыми актами:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023);
2. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации";
3. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";
4. Федеральный закон РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
5. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р "Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте";
7. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р "О транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года";
8. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 N 1479 г. "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
9. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда";
10. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса РФ от 23.06.2022 N 250;
11. Приказ Минтранса РФ от 11.10.2021 N 339 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов";
12. ГОСТ 34530-2019 Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения", введен в действие приказом Росстандарта от 24.09.2019г. N 748-ст.
13. ГОСТ 3.1102-2011 Межгосударственный стандарт. Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения", введен в действие приказом Росстандарта от 03.08.2011 N 212-ст.
14. Распоряжение ОАО "РЖД" от 27.05.2015 N 1350р "О разработке и применении технико-нормировочных карт";
15. Распоряжение ОАО "РЖД" от 26.06.2023 N 1592/р "Об утверждении СТО РЖД 06.007-2023 "Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации в ОАО "РЖД". Порядок проведения";
другими нормативными документами, регулирующими выполнение работ по разработке, внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры.
2.3. Требования к экспертам, привлеченным к разработке профессионального стандарта
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области разработки, внедрения в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовки производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались, исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку (актуализацию) и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки (актуализации) и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми они должны обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки (актуализации) профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформления документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективной коммуникации с использованием современных средств связи (ИКТ);
- подготовки и представления презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
- независимость;
- широкий кругозор;
- способность формировать и отстаивать свою точку зрения.
Сведения об экспертах, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
2.4. Этапы разработки профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области разработки, внедрения в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовки производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры.
2 этап: разработка проекта профессионального стандарта "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте".
3 этап: обсуждение проекта профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта профессионального стандарта "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
- размещения проекта профессионального стандарта на сайте Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (далее - СПКЖДТ) (https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2023/12/nov_13.pdf );
- проведения совещаний (собраний) с представителями работодателей железнодорожного транспорта, Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, научных организаций по общественному обсуждению проектов профессиональных стандартов.
В обсуждении проекта профессионального стандарта участвовали эксперты в количестве 312 чел.
Обсуждение проекта профессионального стандарта проходило путем проведения:
1) совещания работников Российской открытой академии транспорта (РОАТ МИИТ) (протокол от 03.11.2023 N 3), 9 чел;
2) совещания с представителями Центра организации подготовки и развития рабочих (протокол от 07.11.2023 N 22), 10 чел.;
3) совещания работников Института экономики и финансов Российского университета транспорта (РУТ МИИТ) (протокол от 09.11.2023 N 12), 10 чел.;
4) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта ООО "Локомотивные технологии" (письмо от 10.11.2023 N ЛТ/5242 ООО "ЛокоТех");
5) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (протокол от 15.11.2023 N 114), 104 чел.;
6) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (протокол от 17.11.2023 N 62), 43 чел.;
7) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (протокол от 20.11.2023 N 117), 98 чел.;
8) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (письмо от 29.11.2023 N 475 ФГУП "Крымская железная дорога");
9) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (письмо от 01.12.2023 N 2535 АО "Ямальская железнодорожная компания");
10) совещания Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (письмо по рассмотрению профессионального стандарта от 04.12.2023 N 1133/3), 16 чел.;
11) заседания рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (протокол заседания рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте от 06.12.2023 N 125/пр), 9 чел. Профессиональный стандарт Рабочей группой по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте одобрен;
12) заседания Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (протокол заседания Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте от 13.12.2023 N 44), 13 чел. Профессиональный стандарт Советом по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте одобрен.
Всего проведено 12 публичных мероприятий. Аппараты управления организаций железнодорожного транспорта расположены в Москве и охватывают все регионы Российской Федерации.
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.2. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
В целях уточнения трудовых функций, необходимых умений и знаний, разработчиками была подготовлена Анкета для проведения опроса в целях разработки профессионального стандарта.
Было опрошено 157 респондентов из 30 региональных дирекций по сети железных дорог Российской Федерации с общей численностью свыше 290 тыс. работающих:
97 респондентов - техники, технологи, главные технологи;
60 респондентов - непосредственные и вышестоящие руководители (начальники участков производства, начальники производственно-технических отделов, главные инженеры и заместители начальников депо).
Получено 45 замечаний, принято - 20 замечаний. В основном принятые замечания имели конструктивный характер.
Сводные данные по результатам публичного обсуждения поступивших замечаний и предложений к проекту профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
Центром организации труда и проектирования экономических нормативов - филиалом ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", проведена доработка профессионального стандарта "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте".
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
Трудовые функции, включенные в профессиональный стандарт, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект профессионального стандарта "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте" представляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Директор Центра организации труда и |
М.Ю. Калашников |
(подпись) МП
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по разработке и внедрению в производство
технологических процессов на железнодорожном транспорте"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к разработке и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Разработка профессионального стандарта | ||
1. |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД" |
г. Москва |
Согласование профессионального стандарта | ||
1. |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
г. Москва |
2. |
Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей |
г. Москва |
3. |
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" |
г. Москва |
4. |
ФГУП "Крымская железная дорога" |
Республика Крым |
5. |
АО "Ямальская железнодорожная компания" |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
6. |
ООО "Локомотивные технологии" |
г. Москва |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по разработке и внедрению в производство
технологических процессов на железнодорожном транспорте"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта
N п.п. |
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
1. |
Совещание по рассмотрению проектов профессиональных стандартов
|
03.11.2023
|
Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта, г. Москва |
9
|
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2023/12/03.11.2023_3.pdf |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта "Желдортранс", г. Москва | |||||
2.
|
Совещание с представителями Центра организации подготовки и развития рабочих
|
07.11.2023
|
Центр организации подготовки и развития рабочих ОАО "РЖД", г. Москва |
10
|
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2023/12/07.11.2023_22.pdf
|
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта "Желдортранс", г. Москва | |||||
3. |
Совещание по рассмотрению проектов профессиональных стандартов |
09.11.2023 |
Российский университет транспорта, г. Москва |
10 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2023/12/09.11.2023_12.pdf |
4. |
Совещание по рассмотрению проектов профессиональных стандартов |
10.11.2023 |
ООО "Локомотивные технологии", г. Москва |
- |
|
5.
|
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта
|
15.11.2023
|
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте,г. Москва |
104
|
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2023/12/15.11.2023_114.pdf
|
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция по ремонту тягового подвижного состава - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция закупок и снабжения - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция по эксплуатации путевых машин Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция тяги - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция по тепловодоснабжению - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
6.
|
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта
|
17.11.2023
|
Департамент управления персоналом ОАО "РЖД", г. Москва |
43
|
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2023/12/17.11.2023_62.pdf
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2023/12/pr_17.11.2023_62.pdf
|
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центра организации подготовки и развития рабочих - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция по ремонту пути - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция тяги - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция железнодорожных вокзалов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция по тепловодоснабжению - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция пассажирских обустройств - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция по эксплуатации путевых машин Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
7.
|
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта
|
20.11.2023
|
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте,г. Москва |
98
|
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2023/12/20.11.2023_117.pdf
|
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция пассажирских обустройств - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция по ремонту пути - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция железнодорожных вокзалов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
ООО "Локомотивные технологии" г. Москва | |||||
8. |
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
29.11.2023 |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (ФГУП "КЖД"), Республика Крым |
- |
|
9. |
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
01.12.2023 |
АО "Ямальская железнодорожная компания" Ямало-Ненецкий автономный округ |
- |
|
10. |
Совещание Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей |
04.12.2023 |
Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей, г. Москва |
16 |
|
11. |
Заседание рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
06.12.2023 |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте, г. Москва |
9 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2023/12/06.12.2023_125.pdf |
12. |
Заседание Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
13.12.2023 |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте, г. Москва |
13 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2023/12/13_12_23_44.pdf |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по разработке и внедрению в производство
технологических процессов на железнодорожном транспорте"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте"
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
Замечания и предложения к проекту профессионального стандарта | ||||
1. |
Бикишов Д.В. Яковлев П.Ю. Чернышов А.Ю. Андреева А.Ю. Кузнецова А.Д. |
Владимирская дистанция пути Горьковской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Главный инженер Начальник участка пути Мастер дорожный Техник Техник |
В трудовой функции А/01.5 исключить трудовое действие "Разработка под руководством более квалифицированного специалиста технически обоснованных норм времени (выработки) с расчетом подетальных и пооперационных материальных нормативов, норм расхода сырья, материалов, инструмента, топлива и энергии, экономической эффективности проектируемых технологических процессов на железнодорожном транспорте" |
Принято Трудовое действие исключено |
2. |
В обобщенной трудовой функции А/01.5 исключить необходимые умения: Классифицировать первичные отчетные документы для разработки пооперационных маршрутов обработки деталей и сборки изделий в процессе их ремонта на железнодорожном транспорте; Использовать информационно-коммуникационные технологии при разработке технологических процессов и режимов производства на железнодорожном транспорте" |
Принято Необходимые умения исключены |
||
3. |
В трудовой функции А/01.5 исключить необходимое умение "Структурировать и систематизировать информацию при разработке технологических процессов и режимов производства на железнодорожном транспорте" |
Принято Необходимое умение исключено |
||
4. |
В трудовой функции В/01.6 исключить необходимые умения: Контролировать выполнение технологических процессов и режимов производства на железнодорожном транспорте; Структурировать, анализировать и систематизировать информацию при проведении патентных исследований на железнодорожном транспорте |
Принято Необходимые умения исключены |
||
5. |
В трудовой функции В/02.6 исключить необходимые умения: Использовать приемы комплексной проверки локальных нормативных актов и технической документации на железнодорожном транспорте; Пользоваться автоматизированными системами и программным обеспечением при внесении изменений в техническую документацию на железнодорожном транспорте |
Принято Необходимые умения исключены |
||
6. |
В трудовой функции А/01.5 исключить необходимое знание "Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов" |
Принято Необходимое знание исключено |
||
7. |
Летучев А.А. |
Московская дирекция инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Главный инженер |
В трудовой функции А/02.5 исключить трудовые действия: Разработка под руководством более квалифицированного специалиста технических заданий на проектирование приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных разработанным технологическим процессом; Внедрение под руководством более квалифицированного специалиста технологических процессов в цехах (участках) на железнодорожном транспорте |
Принято Трудовые действия исключены |
8. |
Кашко А.В. Вторушин А.В. Разуваев Е.В. |
Моторвагонное депо Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" Главный инженер Начальник производственно-технического отдела Технолог
|
В трудовой функции В/01.6 исключить трудовые действия Разработка технически обоснованных норм времени (выработки), линейных и сетевых графиков с расчетом нормативов материальных затрат (технических норм расхода сырья, материалов, инструмента, топлива, энергии) и экономической эффективностью проектируемых технологических процессов на железнодорожном транспорте Разработка программ для оборудования с числовым программным управлением с последующей их корректировкой в процессе доработки и составлением инструкций по работе с программами |
Отклонено Трудовые действия направлены на выполнение трудовой функции |
9. |
В трудовой функции В/016 исключить необходимые умения: Выполнять расчеты нормативов материальных затрат (технических норм расхода сырья, материалов, инструмента, топлива, энергии) Выполнять расчеты экономической эффективности проектируемых технологических процессов и режимов производства на железнодорожном транспорте |
Отклонено Необходимые умения соответствуют указанным трудовым действиям и направлены на выполнение трудовой функции |
||
10. |
В трудовой функции В/02.6 исключить необходимые умения: Выполнять расчеты производственных мощностей и загрузки оборудования на железнодорожном транспорте при составлении планов размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест; Выполнять расчеты при составлении заявок на оборудование, изобретения и промышленные образцы по освоению новых технологических процессов и режимов производства на железнодорожном транспорте |
Отклонено Необходимые умения соответствуют указанным трудовым действиям и направлены на выполнение трудовой функции |
||
11. |
|
|
В трудовой функции В/01.6 скорректировать необходимое знание "Стандарты, технические регламенты и технические условия, нормативы расхода сырья, материалов, топлива, энергии на железнодорожном транспорте" исключив "нормативы расхода сырья, материалов, топлива, энергии на железнодорожном транспорте" |
Отклонено Необходимое знание соответствуют указанным трудовым действиям и направлены на выполнение трудовой функции |
12. |
В трудовой функции В/02.6 исключить необходимое знание "Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов" |
Отклонено Необходимое знание соответствуют указанным трудовым действиям и направлены на выполнение трудовой функции |
||
13. |
Куликов С.В. |
Моторвагонное депо Анисовка - структурное подразделение Приволжской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" Главный инженер |
Дополнить трудовую функцию В/01.6 следующими трудовыми действиями: Участие в разработке мероприятий по повышению качества обслуживания и ремонта узлов и деталей подвижного состава, предупреждению и устранению отказов технических средств и неплановых ремонтов; Контроль расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, газов, реагентов, инструментов, энергии). Контроль расчета норм времени технологических операций проведения ремонта подвижного состава |
Отклонено В трудовой функции указаны трудовые действия "Разработка технически обоснованных норм времени (выработки), линейных и сетевых графиков с расчетом норм расхода сырья, материалов, инструмента, топлива, энергии и экономической эффективности проектируемых производственных процессов на железнодорожном транспорте, в пределах своей компетенции, установленной локальными нормативными актами", "Разработка технологических нормативов (инструкций, схем сборки (разборки), маршрутных карт, технологической ведомости, операционной карты, карты типового (группового) технологического процесса) на железнодорожном транспорте" |
14. |
Дополнить трудовую функцию С/02.6 трудовым действием "Контроль расчета норм времени технологических операций проведения ремонта подвижного состава" |
Отклонено В трудовой функции С/04.7 "Контроль выполнения мероприятий по разработке (внедрению в производство) технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры" указаны контрольные трудовые действия |
||
15. |
Дополнить трудовую функцию С/03.6 трудовым действием "Контроль расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, газов, реагентов, инструментов, энергии)" |
|||
16. |
Дополнить трудовую функцию С/04.6 следующими трудовыми действиями: Согласование и формирование предоставленных мероприятий по повышению качества обслуживания и ремонта узлов и деталей подвижного состава, предупреждению и устранению отказов технических средств и неплановых ремонтов; Контроль расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, газов, реагентов, инструментов, энергии); Контроль расчета норм времени технологических операций проведения ремонта подвижного состава |
|||
17. |
Выборов Д.Е. |
Производственно - технический отдел Восточно-Сибирская дирекция по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД" Ведущий технолог |
В трудовой функции В/01.6 исключить трудовые действия: Разработка технически обоснованных норм времени (выработки), линейных и сетевых графиков с расчетом нормативов материальных затрат (технических норм расхода сырья, материалов, инструмента, топлива, энергии) и экономической эффективностью проектируемых технологических процессов на железнодорожном транспорте; Разработка программ для оборудования с числовым программным управлением с последующей их корректировкой в процессе доработки и составлением инструкций по работе с программами |
Отклонено Трудовые действия направлены на выполнение трудовой функции |
18. |
В трудовой функции В/02.6 исключить трудовые действия: Составление заявок на оборудование, изобретения и промышленные образцы по освоению новых технологических процессов и режимов производства и внедрению их в производство на железнодорожном транспорте; Проведение патентных исследований с определением показателей технического уровня проектируемой технологии на железнодорожном транспорте |
Отклонено Трудовые действия направлены на выполнение трудовой функции |
||
19. |
В трудовой функции В/01.6 исключить необходимые умения: Выполнять расчеты нормативов материальных затрат (технических норм расхода сырья, материалов, инструмента, топлива, энергии); Выполнять расчеты экономической эффективности проектируемых технологических процессов и режимов производства на железнодорожном транспорте |
Отклонено Необходимые умения соответствуют указанным трудовым действиям и направлены на выполнение трудовой функции |
||
20. |
В трудовой функции В/02.6 исключить необходимые умения: Выполнять расчеты производственных мощностей и загрузки оборудования на железнодорожном транспорте при составлении планов размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест; Выполнять расчеты при составлении заявок на оборудование, изобретения и промышленные образцы по освоению новых технологических процессов и режимов производства на железнодорожном транспорте |
Отклонено Необходимые умения соответствуют указанным трудовым действиям и направлены на выполнение трудовой функции |
||
21. |
|
|
В трудовой функции В/01.6 исключить необходимое знание "Стандарты, технические регламенты и технические условия, нормативы расхода сырья, материалов, топлива, энергии на железнодорожном транспорте" |
Отклонено Необходимое знание соответствуют указанным трудовым действиям и направлены на выполнение трудовой функции |
22. |
Бычкова О.М. Мультановская О.В. |
Путевая машинная станция N 88 Октябрьской дирекции по ремонту пути "Путьрем" Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД" Начальник отдела Технолог
|
В трудовой функции В/01.6 исключить трудовое действие "Разработка программ для оборудования с числовым программным управлением с последующей их корректировкой в процессе доработки и составлением инструкций по работе с программами" |
Отклонено Трудовое действие направлено на выполнение трудовой функции |
23. |
В трудовой функции В/02.6 исключить трудовые действия: Составление планов размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест с расчетом производственных мощностей и загрузки оборудования на железнодорожном транспорте; Анализ рационализаторских предложений и изобретений по совершенствованию технологических процессов и режимов производства с подготовкой заключения о целесообразности их использования на железнодорожном транспорте; Составление заявок на оборудование, изобретения и промышленные образцы по освоению новых технологических процессов и режимов производства и внедрению их в производство на железнодорожном транспорте |
Отклонено Трудовые действия направлены на выполнение трудовой функции |
||
24. |
В трудовой функции С/02.6 исключить трудовые действия: Разработка проектов реконструкции участков производства на железнодорожном транспорте в пределах своей компетенции, установленной локальными нормативными актами; Организация проведения испытаний математического и программного обеспечений создаваемых информационных систем на железнодорожном транспорте в пределах своей компетенции, установленной локальными нормативными актами |
Отклонено Трудовые действия направлены на выполнение трудовой функции |
||
25. |
Андрианов Д.М. Соловьев А.С. |
Производственный участок Тында - Северная Байкало-Амурской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Центральной дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" Начальник производственного участка
Производственный участок Новая Чара Байкало-Амурской дирекции по ремонту тягового подвижного состава -структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" |
В трудовой функции В/01.6 исключить трудовые действия Разработка технически обоснованных норм времени (выработки), линейных и сетевых графиков с расчетом нормативов материальных затрат (технических норм расхода сырья, материалов, инструмента, топлива, энергии) и экономической эффективностью проектируемых технологических процессов на железнодорожном транспорте Разработка программ для оборудования с числовым программным управлением с последующей их корректировкой в процессе доработки и составлением инструкций по работе с программами Разработка технологических и программных решений по созданию информационной среды и комплексов информационной технологии на железнодорожном транспорте |
Отклонено Трудовые действия направлены на выполнение трудовой функции |
26. |
В трудовой функции В/02.6 исключить трудовые действия Проведение экспериментальных работ по освоению технологических процессов и режимов производства и внедрению их в производство на железнодорожном транспорте Проведение патентных исследований с определением показателей технического уровня проектируемой технологии на железнодорожном транспорте |
Отклонено Трудовые действия направлены на выполнение трудовой функции |
||
27. |
В ТФ А/01.5 скорректировать трудовое действие "Разработка под руководством более квалифицированного специалиста пооперационных маршрутов обработки деталей и сборки (разборки) продукции в процессе их ремонта с последующим контролем выполнения технологической последовательности", изложив в следующей редакции "Участвует в разработке _" |
Отклонено В ПС указываются трудовые действия непосредственно выполняемые работником, в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России следует использовать однозначные и определенные термины (не допускается использование абстрактных терминов, например "обеспечение", "содействие", "участие", "совершенствование") |
||
28. |
В ТФ А/02.6 скорректировать трудовое действие "Разработка под руководством более квалифицированного специалиста технических заданий на проектирование приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных разработанным технологическим процессом", дополнив "_простейших приспособлений" |
Отклонено Трудовые действия, необходимые умения и знания для обобщенной трудовой функции А указаны на основании квалификационной характеристики "Техник-технолог" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 27.03.2018) |
||
29. |
В ТФ А/02.6 скорректировать трудовое действие "Выявление под руководством более квалифицированного специалиста причин брака, допущенного при внедрении в производство технологических процессов и режимов производства на железнодорожном транспорте, с подготовкой предложений по его предупреждению и ликвидации" |
Принято частично Трудовое действие изложено в следующей редакции "Анализ под руководством более квалифицированного специалиста причин брака, допущенного при внедрении в производство технологических процессов (режимов производства) на железнодорожном транспорте с подготовкой предложений по его предупреждению и ликвидации" |
||
30. |
Овсянников С.А.
|
Отдел технологии обслуживания и метрологического обеспечения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиал ОАО "РЖД" Эксперт |
Скорректировать наименование проекта профессионального стандарта, дополнив "внедрение режимов производства" |
Принято Наименование проекта профессионального стандарта изложено в следующей редакции: "Специалист по организации, разработке и внедрению в производство технологических процессов и режимов производства на железнодорожном транспорте" |
31. |
Скорректировать наименование обобщенной трудовой функции "Разработка и внедрение в производство под руководством более квалифицированного специалиста технологических процессов и режимов производства на железнодорожном транспорте" отразив оформление технологической документации |
Принято Наименование обобщенной трудовой функции А изложено в следующей редакции "Оформление технологической документации и контроль выполнения технологии и качества выпускаемой продукции на участке производства" |
||
32. |
Скорректировать наименования трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний в соответствии с наименованием обобщенной трудовой функции А |
Принято Наименования трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний скорректированы и изложены в соответствии с наименованием обобщенной трудовой функции "Оформление технологической документации и контроль выполнения технологии и качества выпускаемой продукции на участке производства" |
||
33. |
Наименование обобщенной трудовой функции В "Разработка и внедрение в производство технологических процессов и режимов производства на продукцию и все виды различных по сложности работ на железнодорожном транспорте" скорректировать, дополнив сведениями о технологических инструкциях, технолого-нормировочных картах и другой технической документации |
Принято Наименование обобщенной трудовой функции В изложено в следующей редакции "Разработка и внедрение в производство технологических инструкций, технолого-нормировочных карт, карт технологического процесса и иной технической документации на железнодорожном транспорте" |
||
34. |
Скорректировать наименования трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний в соответствии с наименованием обобщенной трудовой функции В |
Принято В ОТФ В скорректированы наименования формулировок. Наименование ОТФ В изложена в следующей редакции: "Разработка и внедрение в производство технологических инструкций, технолого-нормировочных карт и другой технической документации на железнодорожном транспорте" и далее по тексту всей ОТФ (ранее технологических процессов и режимов производства) |
||
35. |
В ТФ В/01.6 скорректировать формулировки трудовых действий дополнив "конструкторской документации" и "нормативно-технической документации" |
Отклонено В ОТФ В/01.6 в ТД "Изучение технической документации для разработки технологических инструкций, технолого-нормировочных карт и другой технической документации на железнодорожном транспорте" и далее по тексту используется формулировка "техническая документация". Т.к. техническая документация - набор документов, используемых при проектировании (конструировании), изготовлении и использовании объектов техники: зданий, сооружений, промышленных изделий, включая программное и аппаратное обеспечение. В составе технической документации выделяют: - конструкторские документы, включая чертежи, спецификации, пояснительные записки, технические отчеты, технические условия, эксплуатационные и ремонтные документы (регламенты, руководства и т. п.) и др.; - технологические документы, включая документы, необходимые для организации производства и ремонта изделия; - программные документы, сопровождающие программы для электронно-вычислительных машин (программные средства). Соответственно изменения в формулировках нет необходимости. |
||
36. |
В ТФ В/01.6 исключить трудовое действие "Разработка технически обоснованных норм времени (выработки), линейных и сетевых графиков с расчетом норм расхода сырья, материалов, инструмента, топлива, энергии и экономической эффективности проектируемых производственных процессов на железнодорожном транспорте" |
Отклонено Вышеуказанное трудовое действие изложено на основании квалификационной характеристики ЕКС (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 27.03.2018), "Участвует в разработке технически обоснованных норм времени (выработки), линейных и сетевых графиков, отработке изделий на технологичность, рассчитывает нормативы материальных затрат (технические нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов, технологического топлива, энергии), экономическую эффективность проектируемых технологических процессов". Неопределенные слова "участие", "совместно" и т.д. в профессиональном стандарте не используются (Рекомендации Минтруда РФ). Трудовое действие дополнено формулировкой "в пределах своей компетенции, установленной локальными нормативными актами" |
||
37. |
Скорректировать уровень квалификации в обобщенной трудовой функции С "Руководство деятельностью по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и организация технологической подготовки производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава" |
Принято В обобщенной трудовой функции С указан уровень квалификации - 7 |
||
38. |
В обобщенной трудовой функции С требования к образованию и обучению изложить в следующей редакции: "высшее образование - специалитет или магистратура" |
Принято Требования к образованию и обучению обобщенной трудовой функции С изложены в следующей редакции "высшее образование - специалитет или магистратура" |
39. |
|
|
В трудовой функции С/01.6 исключить трудовые действия "Подготовка предложений по изменениям, вносимым в техническую документацию, в связи с корректировкой технологических процессов и режимов производства" и "Организация работы по формированию разделов нормативных правовых и локальных нормативных актов, не охваченных типовыми технологическими процессами, руководствами по эксплуатации, инструкциями и регламентами" |
Принято Трудовые действия исключены |
40. |
В трудовой функции С/05.6 исключить трудовое действие "Организация проведения специальной оценки условий труда и рационализации рабочих мест работников, занимающихся деятельностью по разработке (внедрению в производство) технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава" |
Принято Трудовое действие исключено |
||
41. |
Дополнить по тексту профессионального стандарта необходимые знания: -Правила построения, функционирования и оценки системы управления качеством; - Технология бережливого производства; - Правила организации разработки и реализации проектов бережливого производства; - Основы физики, химии, механики, сопротивления материалов в части, регламентирующей выполнение трудовых функций; Единая система технологической документации в части, регламентирующей выполнение трудовых функций |
Принято Необходимые знания дополнены в трудовые функции профессионального стандарта |
||
42. |
Исключить по тексту профессионального стандарта необходимые знания: - Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов; - Трудовое законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей выполнение трудовых функций; - Экономика, организация производства, труда и управления на железнодорожном транспорте в части, регламентирующей выполнение трудовых функций; - Правила и нормы деловой этики; - Требования охраны труда, пожарной и электробезопасности в части, регламентирующей выполнение трудовых функций |
Отклонено Вышеуказанные необходимые знания указываются для специалистов и руководителей как стандартный перечень знаний с формулировкой "в части выполнения трудовых функций" |
||
43. |
Лашин М.А.
|
Первый заместитель руководителя Департамента социального партнерства, труда и заработной платы РОСПРОФЖЕЛ
|
Дополнить обобщенную трудовую функцию С "Руководство деятельностью по разработке, внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовке производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры" формулировкой "и плановый ремонт (одиночный ремонт по пробегу)". |
Отклонено В соответствии с Рекомендациями по применению профессиональных стандартов в организации, утв.Минтруда России 30.10.2019 года, профессиональный стандарт - это "модель" (типовое описание) профессии, должности, раскрывающая ключевой (основной) набор трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда. Профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности. Права и обязанности работника могут быть определены непосредственно в трудовом договоре либо в должностной инструкции на основе положений профессионального стандарта. Кроме того, фраза "текущий ремонт и техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры" включает в себя все виды ремонта. |
44. |
В трудовой функции В/01.6 скорректировать необходимое знание "Порядок разработки технологических инструкций, технико-нормировочных карт, карт технологического процесса и иной нормативной и технической документации на железнодорожном транспорте", исключив дублирование "технико-нормировочных карт". |
Принято Необходимое знание изложено в следующей редакции "Порядок разработки технологических инструкций, технико-нормировочных карт, карт технологического процесса и иной нормативной и технической документации на железнодорожном транспорте". |
||
45. |
По всему тексту профессионального стандарта дополнить раздел "Необходимые знания" следующими знаниями: Устав работников железнодорожного транспорта РФ; Правила технической эксплуатации железных дорог; Инструкция по сигнализации на железных дорогах. |
Принято частично Раздел "Необходимые знания" в обобщенных трудовых функциях В, С дополнен знанием "Правила технической эксплуатации железных дорог в части, регламентирующей выполнение трудовой функции"; Необходимое знание "Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ" является приложением N 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог. В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию содержания профессиональных стандартов, ФГБУ ВНИИ труда 2020 года, формулировки необходимых знаний не должны содержать конкретных названий документов, к которым относится Устав работников железнодорожного транспорта РФ. |
||
|
Замечания и предложения к описанию профессий |
|||
|
- |
- |
- |
- |
Приложение 4-1
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по разработке и внедрению в производство
технологических процессов на железнодорожном транспорте"
Форма описания профессии/специальности, соответствующей профессиональному стандарту "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование должности |
Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте |
Область профессиональной деятельности |
Железнодорожный транспорт |
Наименование профессионального стандарта |
Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте |
Должность (профессия рабочего) |
Техник |
ФГОС |
СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям); 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного); 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
- |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
- |
Код начальной группы и ее наименование в соответствии с ОКЗ |
3119 Техники в области физических и технических наук, не входящие в другие группы |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
26927 Техник |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и/или ЕТКС |
Техник |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
Особые условия допуска к профессии |
- |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
- |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Оформление технологической документации и контроль выполнения технологии и качества выпускаемой продукции на участке производства |
Профессиональное образование и обучение |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена |
Сфера применения профессии |
В организациях железнодорожного транспорта различных форм собственности |
Родственные профессии |
Техник по расшифровке параметров движения локомотивов |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Должность "Техник " является востребованной профессией и имеет широкое распространение на железнодорожном транспорте. На сегодняшний день это востребованная и перспективная профессия, участвующая в оформлении технологической документации и контроле выполнения технологии и качества выпускаемой продукции на участке производства. С приобретением образования, опыта и квалификации техник может построить карьеру до технолога, главного технолога, главного инженера |
Приложение 4-2
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по разработке и внедрению в производство
технологических процессов на железнодорожном транспорте"
Форма описания профессии/специальности, соответствующей профессиональному стандарту "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование должности |
Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте |
Область профессиональной деятельности |
Железнодорожный транспорт |
Наименование профессионального стандарта |
Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте |
Должность (профессия рабочего) |
Технолог |
ФГОС |
ВО 23.03.01 Технология транспортных процессов; 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы; 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов; 23.04.01 Технология транспортных процессов; 23.04.02 Наземные транспортно-технологические комплексы; 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов; 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства; 23.05.02 Транспортные средства специального назначения; 23.05.03 Подвижной состав железных дорог; 23.05.04 Эксплуатация железных дорог; 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов; 23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
- |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
- |
Код начальной группы и ее наименование в соответствии с ОКЗ |
2141 Инженеры в промышленности и на производстве |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
27142 Технолог |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и/или ЕТКС |
Инженер-технолог (технолог) |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
Особые условия допуска к профессии |
- |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
- |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Разработка и внедрение в производство технологических инструкций, технико-нормировочных карт, карт технологического процесса и иной нормативной и технической документации на железнодорожном транспорте |
Профессиональное образование и обучение |
Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование - специалитет или магистратура |
Сфера применения профессии |
В организациях железнодорожного транспорта различных форм собственности |
Родственные профессии |
Инженер |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Должность "Технолог " является востребованной профессией и имеет широкое распространение на железнодорожном транспорте. На сегодняшний день это востребованная и перспективная профессия, участвующая в разработке и внедрении в производство технологических инструкций, технико-нормировочных карт, карт технологического процесса и иной нормативной и технической документации на железнодорожном транспорте. С приобретением образования, опыта и квалификации технолог может построить карьеру до начальника технического отдела, главного технолога, главного инженера |
Приложение 4-3
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по разработке и внедрению в производство
технологических процессов на железнодорожном транспорте"
Форма описания профессии/специальности, соответствующей профессиональному стандарту "Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование должности |
Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте |
Область профессиональной деятельности |
Железнодорожный транспорт |
Наименование профессионального стандарта |
Специалист по разработке и внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте |
Должность (профессия рабочего) |
Главный технолог |
ФГОС |
ВО 23.04.01 Технология транспортных процессов; 23.04.02 Наземные транспортно-технологические комплексы; 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов; 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства; 23.05.02 Транспортные средства специального назначения; 23.05.03 Подвижной состав железных дорог; 23.05.04 Эксплуатация железных дорог; 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов; 23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
- |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
- |
Код начальной группы и ее наименование в соответствии с ОКЗ |
1325 Руководители подразделений (управляющие) на транспорте |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
21010 Главный технолог (в прочих отраслях) |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и/или ЕТКС |
Главный технолог |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
Особые условия допуска к профессии |
- |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
- |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Руководство деятельностью по разработке, внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовки производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры |
Профессиональное образование и обучение |
Высшее образование - специалитет или магистратура |
Сфера применения профессии |
В организациях железнодорожного транспорта различных форм собственности |
Родственные профессии |
Главный инженер |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Должность "Главный технолог " является востребованной профессией и имеет широкое распространение на железнодорожном транспорте. На сегодняшний день это востребованная и перспективная профессия, занимающаяся руководством деятельности по разработке, внедрению в производство технологических процессов на железнодорожном транспорте и технологической подготовкой производства по текущему ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры. С приобретением опыта и квалификации главный технолог может построить карьеру до главного инженера, начальника структурного подразделения |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.