Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минвостокразвития России 04.03.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения, указанного в пункте 1 раздела I протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 04.07.2023 N 18пр-П47-ЮТ по вопросу снятия ограничений по налоговым льготам для всех юридических лиц, реализующих новые проекты на территории Курильских островов.
В целях исполнения пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам пленарного заседания Восточного экономического форума 3 сентября 2021 г. от 16 октября 2021 г. N Пр-1971, предусматривающего внесение в законодательство Российской Федерации изменений в целях установления возможности осуществления деятельности новыми организациями, создаваемыми на Курильских островах, с применением особых условий (льготы по налогу на прибыль организаций, земельному и транспортному налогам, налогу на имущество организаций, пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 процента в течение 10 лет, применение режима свободной таможенной зоны) принят Федеральный закон от 9 марта 2022 г. N 50 ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 50-ФЗ).
Федеральным законом N 50-ФЗ предусмотрено предоставление новым организациям, которые зарегистрированы на территории Курильских островов после 1 января 2022 г., при соблюдении определенных условий налоговых льгот. В частности, такие организации в течение 20 лет с момента регистрации не признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, земельного и транспортного налогов, налога на имущество организаций, а также имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процента.
В процессе реализации положений Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 50-ФЗ, выявлены следующие сдерживающие факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность установленных на территории Курильских островов льготных условий и существенно ограничивающие круг организаций, создаваемых на Курильских островах и применяющих особые условия в соответствии с пунктом 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам пленарного заседания Восточного экономического форума 3 сентября 2021 г. от 16 октября 2021 г. N Пр-1971.
1. Невозможность применения льгот по налогам и сборам для вновь создаваемой организации в случае если 50 процентов или более доли участия в ней принадлежат лицу или его взаимозависимому лицу, владеющему не менее чем 50 процентами доли участия в другой организации, зарегистрированной на территории Курильских островов до 1 января 2022 года (пункт 1 статьи 2463 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации взаимозависимыми лицами в частности признаются супруги, родители, дети, братья и сестры (п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следствием данного ограничения является то, что за период с 2022-2023 г. уведомление о применении льготных условий в соответствии со статьей 2463 Налогового кодекса Российской Федерации подано 23 юридическими лицами, из которых фактически используют право на освобождение от уплаты налогов 12 юридических лиц. Данный факт свидетельствует о том, что действующие льготные условия ведения предпринимательской деятельности на Курильских островах не способствуют достижению заявленных целей, направленных на повышение инвестиционной активности и привлечение трудоспособного населения.
В целях устранения сдерживающих факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предоставленных условий, Минвостокразвития России предлагается внести изменения в абзац пятый пункта 1 статьи 2463 Налогового кодекса Российской Федерации, исключив данные ограничения.
Предлагаемые изменения не затронут установленные запреты на применение рассматриваемых условий ведения предпринимательской деятельности юридическими лицами, созданными в результате реорганизации организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов до 1 января 2022 г, либо реорганизованными путем присоединения к ним организации, зарегистрированной на территории Курильских островов до 1 января 2022 года.
2. Отсутствие конкурентных преимуществ в рамках упрощенной системы налогообложения для юридических лиц, которые зарегистрированы на территории Курильских островов после 1 января 2022 г.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и НДС. Страховые взносы такие организации уплачивают в общем порядке.
В целях повышения инвестиционной привлекательности льготных условий ведения предпринимательской деятельности предлагается внести изменения в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющие организациям, зарегистрированным на территории Курильских островов после 1 января 2022 года и применяющим упрощенную систему налогообложения, уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам.
Предлагается для таких организаций установить условия применения пониженных тарифов страховых взносов, аналогичные условиям применения налоговых льгот, установленных статьей 2463 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций, применяющих общий режим налогообложения.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования) в отношении соответствующего вида государственного контроля (надзора), вида разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.