Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц"
(подготовлен Минпромторгом России 06.03.2024 г.)
Проект приказа Минпромторга России "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц" (далее - проект приказа, надзор Росстандарта за продукцией) разработан в целях реализации пункта 1 части 10 статьи 23 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), а также во исполнение пункта 3 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 21 декабря 2022 г. N ДГ-П36-94пр (далее - Протокол) и пункта 24 обобщенного плана-графика разработки и утверждения новых индикаторов риска обязательных требований в 2023 году (представленного Минэкономразвития России письмом от 3 февраля 2023 г. N 3243-АХ/Д24и).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 993 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц (далее - контроль).
Контроль осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами.
Согласно части 9 статьи 23 Федерального закона N 248-ФЗ в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Пунктом 1 части 10 статьи 23 Федерального закона N 248-ФЗ установлено,что перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля утверждается для вида федерального контроля - федеральным органом исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по надзору Росстандарта за продукцией объединяет утвержденный ранее приказом Минпромтора России от 16 ноября 2023 г. N 4368 индикатор риска "Выявление Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в рамках стандарта раскрытия информации сетевой организацией 50 и более случаев (фактов) в квартал аварийного отключения электрической энергии по причине использования изношенных (устаревших) элементов (оборудования) электросетевого хозяйства",а также предлагаемый новый индикатор риска нарушения обязательных требований по надзору Росстандарта за продукцией "Цена топлива одной марки на автомобильной заправочной станции ниже на 3% и более средней потребительской цены в субъекте Российской Федерации за предыдущий месяц".
В отношении механизма реализации нового индикатора риска "Цена топлива одной марки на автомобильной заправочной станции ниже на 3% и более средней потребительской цены в субъекте Российской Федерации за предыдущий месяц" отмечается следующее.
Получение сведений о фактах занижения цены топлива одной марки на автомобильной заправочной станции ниже на 3% и более средней потребительской цены в субъекте Российской Федерации за предыдущий месяц предполагается посредством мониторинга и анализа официальной статистической информации о средних потребительских ценах на товары по субъектам Российской Федерации, формируемой Федеральной службой государственной статистики и размещаемой в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службой государственной статистики.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики" Росстат разрабатывает совместно с субъектами официального статистического учета федеральный план статистических работ и подготавливает предложения по его актуализации, а также разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации.
Федеральный план статистических работ (далее - План) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.
Разделом 1.29 Плана "Цены и тарифы" к официальной статистической информации отнесены:
- средние цены на отдельные потребительские товары (услуги) и индексы потребительских цен;
- средние потребительские цены (тарифы) на продовольственные, непродовольственные товары и услуги;
- индексы потребительских цен (тарифов) на товары и услуги.
Росстатом утверждены методологические рекомендации по формированию структуры весов отдельных городов для расчета индекса потребительских цен регионального уровня (приказ Росстата от 24 ноября 2017 г. N 777), а также официальная статистическая методология наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен (приказ Росстата от 15 декабря 2021 г. N 915).
На официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Росстатом публикуются данные еженедельного мониторинга производства нефтепродуктов и потребительских цен на них (последние данные об объеме производства нефтепродуктов с 22 по 28 января 2024 года и потребительских ценах на них без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям размещены по адресу: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/14_31-01-2024.html).
Так, в публикуемой информации предоставлены в том числе средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо на 29 января 2024 года по субъектам Российской Федерации.
Контролируемыми лицами, в отношении которых будет срабатывать проектируемый индикатор риска, являются субъекты предпринимательской деятельности автомобильной заправочной станции, в отношении которых выявлено, что предлагаемая ими цена топлива одной марки ниже на 3% и более средней потребительской цены в субъекте Российской Федерации за предыдущий месяц.
Автомобильный бензин и дизельное топливо должны соответствовать обязательным требованиям установленным техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) (далее - ТР ТС 013/2011).
"Подозрительно" низкая цена на автомобильный бензин и дизельное топливо с высокой долей вероятности может свидетельствовать о том, что реализуемые автомобильный бензин и дизельное топливо некачественные - с нарушениями по физико-химическим показателям и иными нарушениями ТР ТС 013/2011.
Индикатор будет выявляться по результатам мониторинга и сопоставления данных Росстата средней потребительской цены в субъекте Российской Федерации на основании данных Росстата (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей) и о стоимости топлива на АЗС в субъекте Российской Федерации в рамках выездных обследований АЗС.
В рамках проведения сотрудниками Росстандарта эксперимента на предмет срабатывания проектируемого индикатора риска Росстандартом проведен анализ, который показал, что в феврале 2024 г. по проектируемому индикатору риска выявлено:
1) по Москве:
|
АИ-92 |
АИ-95 |
АИ-98 |
ДТ |
Средняя потребительская цена на топливо (руб.) |
50,98 |
56,87 |
69,71 |
63,12 |
Сведения о "срабатывании" проектируемого индикатора риска | ||||
Стоимость топлива при "срабатывании" проектируемого индикатора (руб.) |
|
|
|
|
Выявленные случаи "срабатывания" индикатора риска |
На 8 АЗС выявлена следующая стоимость топлива (руб.): 1) 46,99; 2) 47,49; 3) 47,9; 4) 48,78; 5) 48,9; 6) 48,99; 7) 49,29; 8) 49,39. |
На 15 АЗС выявлена следующая стоимость топлива (руб.): 1) 51, 9; 2) 51,99; 3) 52,9 (2 раза); 4) 54,59; 5) 54,7; 6) 54,77; 7) 54,79; 8) 54,8; 9) 54,9; 10) 54,95; 11) 54,99 (2 раза); 12) 55,00; 13) 55,05. |
- |
На 3 АЗС выявлена следующая стоимость топлива (руб.): 1) 58,99; 2) 60,1; 3) 60,5. |
Выявлено 8 случаев "срабатывания" проектируемого индикатора риска |
Выявлено 15 случаев "срабатывания" проектируемого индикатора риска |
Случаи "срабатывания" проектируемого индикатора риска не выявлены |
Выявлено 3 случая "срабатывания" проектируемого индикатора риска |
|
Для сравнения: сведения о выявленных случаях реализации топлива при 2%-ом отрицательном отклонении от средней стоимости топлива | ||||
Стоимость топлива при 2-м % отклонении от средней стоимости топлива (руб.) |
|
|
|
|
Выявленные случаи реализации топлива с 2-м % отклонением от средней стоимости |
На 20 АЗС выявлена следующая стоимость топлива (руб.): 1) 46,99;2) 47,49; 3) 47,9; 4) 48,78; 5) 48,9; 6) 48,99; 7) 49,29; 8) 49,39; 9) 49,49 (2 раза); 10) 49,52; 11) 49,79 (2 раза); 12) 49,8 (2 раза); 13) 49,88 (2 раза); 14) 49,88; 15) 49,89; 16) 49,95. |
На 57 АЗС выявлена следующая стоимость топлива (руб.): 1) 51, 9; 2) 51,99; 3) 52,9 (2 раза); 4) 54,59; 5) 54,7; 6) 54,77; 7) 54,79; 8) 54,8; 9) 54,9; 10) 54,95; 11) 54,99 (2 раза); 12) 55,00; 13) 55,05; 14) 55,39 (2 раза); 15) 55,4; 16) 55,48; 17) 55,49 (5 раз); 18) 55,5 (2 раза); 19) 55,58 (3 раза); 20) 55,59; 21) 55,6; 22) 55,65 (24 раза); 23) 55,7 (2 раза). |
- |
На 13 АЗС выявлена следующая стоимость топлива (руб.): 1) 58,99; 2) 60,1; 3) 60,5. 4) 61,45; 5) 61,5 (2 раза); 6) 61,6; 7) 61,7; 8) 61,75; 9) 61,79 (3 раза); 10) 61,8. |
2) по Московской области:
|
АИ-92 |
АИ-95 |
АИ-98 |
ДТ |
Средняя потребительская цена на топливо (руб.) |
50,15 |
55,33 |
69,51 |
62,54 |
Сведения о "срабатывании" проектируемого индикатора риска | ||||
Стоимость топлива при "срабатывании" проектируемого индикатора (руб.) |
|
|
|
|
Выявленные случаи "срабатывания" индикатора риска |
На 4 АЗС выявлена следующая стоимость топлива (руб.): 1) 47,99; 2) 46,8; 3) 46,89; 4) 47,59. |
На 5 АЗС выявлена следующая стоимость топлива (руб.): 1) 51,99; 2) 51,4; 3) 52,09; 4) 53,31; 5) 53,31. |
- |
На 11 АЗС выявлена следующая стоимость топлива (руб.): 1) 60,6; 2) 62,19; 3) 58,00 (2 раза); 4) 57,8; 5) 58,5; 6) 58,7; 7) 57,29; 8) 58,1; 9) 59,4; 10) 58,1. |
Выявлено 4 случая "срабатывания" проектируемого индикатора риска |
Выявлено 5 случаев "срабатывания" проектируемого индикатора риска |
Случаи "срабатывания" проектируемого индикатора риска не выявлены |
Выявлено 11 случаев "срабатывания" проектируемого индикатора риска |
|
Для сравнения: сведения о выявленных случаях реализации топлива при 2%-ом отрицательном отклонении от средней стоимости топлива | ||||
Стоимость топлива при 2-м % отклонении от средней стоимости топлива (руб.) |
|
|
|
|
Выявленные случаи реализации топлива с 2-м % отклонением от средней стоимости |
На 14 АЗС выявлена следующая стоимость топлива (руб.): 1) 47,99; 2) 46,8; 3) 46,89; 4) 47,59; 5) 48,8; 6) 49,15; 7) 49,03 (3 раза); 8) 49,1; 9) 48,78 (4 раза). |
На 11 АЗС выявлена следующая стоимость топлива (руб.): 1) 51,99; 2) 51,4; 3) 52,09; 4) 53,31; 5) 53,31; 6) 53,85; 7) 54,12 (2 раза); 8) 54,18; 9) 53,9 (2 раза). |
- |
На 18 АЗС выявлена следующая стоимость топлива (руб.): 1) 60,6; 2) 62,19; 3) 58,00 (2 раза); 4) 57,8; 5) 58,5; 6) 58,7; 7) 57,29; 8) 58,1; 9) 59,4; 10) 58,1; 11) 61,3; 12) 60,8 (2 раза); 13) 60,85; 14) 61,15 (2 раза); 15) 60,93 (2 раза). |
Предположительное количество срабатываний индикатора риска - 255 случаев ежегодно посредством проведения анализа данных о стоимости автомобильного бензина и дизельного топлива на конкретной АЗС в субъекте Российской Федерации и средней потребительской цены в субъекте Российской Федерации, в котором расположена данная АЗС, на основании данных Росстата (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей).
В проекте приказа отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект приказа не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.
Предложенные проектом приказа положения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий.
Проект приказа не окажет влияния на деятельность физических и юридических лиц.
Издание приказа не повлияет на доходы и расходы бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.