Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства транспорта Российской Федерации "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 331"
(подготовлен Минтрансом России 11.03.2024 г.)
Проект приказа Минтранса России "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 331" (далее - проект приказа) разработан в рамках исполнения подпункта "г" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 июля 2023 г. N Пр-1496 и поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 5 октября 2023 г. N 11146-П50-АБ (далее - Поручения N Пр-1496, N 11146-П50-АБ).
В соответствии с Поручением N Пр-1496 необходимо принять меры, направленные на оптимизацию требований по обеспечению транспортной безопасности в отношении внутреннего водного транспорта, Поручением N 11146-П50-АБ - обеспечить принятие соответствующих нормативных правовых актов.
В рамках исполнения Поручений N ПР-1496 и N 11146-П50-АБ Минтрансом России совместно с представителями ФСБ России, МВД России и Правительства Москвы выработано решение об оптимизации требований по обеспечению транспортной безопасности в отношении внутреннего водного транспорта путем разработки отдельных требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на внутренних водных путях и используемых для обслуживания пассажиров и транспортных средств, осуществляющих внутригородские перевозки, с учетом специфики таких объектов, периода их функционирования, а также интенсивности пассажиропотока (далее - выработанные в рамках исполнения Поручений N ПР-1496 и N 11146-П50-АБ решения).
На внутренних водных путях расположены причалы, порты (пристани), дебаркадеры, стоечные суда для швартовки пригородных и внутригородских судов, посадки/высадки пассажиров на/с транспортных средств, осуществляющих внутригородские и пригородные пассажирские перевозки, которые в большей ее части не эксплуатируются в межнавигационный период и ориентировочный пассажиропоток на которых составляет до 1000 человек в сутки в навигационный период, что является не значительным показателем, например, по сравнению с количеством пассажиров общественного городского транспорта. Также такие объекты расположены и в пределах в пределах внутренних морских вод,не входящие в состав морского терминала, которые обслуживают пассажиров и транспортные средства морского транспорта, осуществляющих экскурсионные прогулки.
В настоящее время в отношении таких объектов транспортной инфраструктуры распространяются требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1638.
Положениями постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. N 1595 "Об утверждении Правил категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры" определено, что устанавливается не более 5 категорий объектов транспортной инфраструктуры. Критерии для категорий объектов транспортной инфраструктуры определены приказом Минтранса России от 7 сентября 2020 г. N 358,в соответствии с которыми категории присваиваются в зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных актов незаконного вмешательства, о возможных погибших или получивших вред здоровью людей и возможном материальном ущербе.
При определении объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на внутренних водных путях, а также в пределах внутренних морских вод, обслуживающих пассажиров и транспортные средства, осуществляющих внутригородские, пригородные пассажирские перевозки, экскурсионные прогулки, подлежащими категорированию, потребуется дополнить категории как минимум 2 категориями - 5 и 6, которые будут присваиваться с учетом загруженности объекта (интенсивности пассажиропотока) и их функционирования.
Принимая во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) Правительством Российской Федерации по представлению Минтранса России по согласованию с ФСБ России, МВД России устанавливаются требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Закона N 16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, а также выработанные в рамках исполнения Поручений N ПР-1496 и N 11146-П50-АБ решения, отдельные требования должны будут устанавливать требования в отношении объектов транспортной инфраструктуры 5 и 6 категории,что представляется нецелесообразным.
Учитывая, что большая часть объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на внутренних водных путях, а также в пределах внутренних морских вод, обслуживающих пассажиров и транспортные средства, осуществляющих внутригородские, пригородные пассажирские перевозки, эксрурсионные прогулки, функционирует в период навигации, а одновременное нахождение людей на объекте осуществляется с учетом расписания движения судов, количество которых составляет до 10 человек (на примере города Москвы, ориентировочная загруженность таких объектов составляет до 10.18 % в сутки),а также на таких объектах не было зафиксировано случаев угроз совершения и совершения актов незаконного вмешательства, представляется целесообразным указанные объекты отнести к не подлежащим категорированию.
Таким образом, проект приказа разработан в целях разработки отдельных оптимизированных требований по обеспечению транспортной безопасности в отношении вышеуказанных объектов.
В отдельных требованиях предполагается предусмотреть проведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), организации его эксплуатации (функционирования), а также загруженность объекта транспортной инфраструктуры в день (определяемый из количества подходов транспортных средств к объекту транспортной инфраструктуры и дней продолжительности навигационного периода). С учетом определения коэффициента загруженности и функционирования объекта предусматривать меры по его защите, в том числе оснащению техническими средствами досмотра (стационарными и (или) переносными, мобильными) и нахождения работников, осуществляющих досмотровые мероприятия.
Одновременно в настоящее время ведется работа по разработке отдельных оптимизированных требований по обеспечению транспортной безопасности в отношении вышеуказанных объектов транспортной инфраструктуры, срок вступления в силу которых планируется с 1 марта 2025 г., ввиду наличия в них обязательных требований.
В целях синхронизации срока вступления в силу указанных требований и приказа, в проекте приказа предусматривается срок вступления в силу приказа с 1 марта 2025 г.
Представляется, что предлагаемые проектом акта меры позволят выработать оптимальную модель по реализации законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в части обеспечения транспортной безопасности зданий, помещений и сооружений, в том числе плавучих, гидротехнических,а также в составе стоечных судов, предназначенные для обслуживания пассажиров и транспортных средств морского транспорта и внутреннего водного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки внутри одного субъекта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.