Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(подготовлен Минпромторгом России 12.03.2024 г.)
Проект федерального закона О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 27 февраля 2020 г. N ТГ-П11-1400.
Законопроектом предлагается исключить из абзаца 4 пункта 10 части 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ положение о полномочии Правительства Российской Федерации по утверждению перечня видов медицинской деятельности, осуществление которых не препятствует осуществлению розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территориях, прилегающих к учреждениям, осуществляющим такую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в качестве основного вида деятельности или наряду с основной деятельностью (далее - перечень, виды медицинской деятельности).
Следует учитывать, что перечень никогда не был утвержден с момента вступления в силу соответствующей нормы в 2016 г.
Таким образом, вышеуказанные виды медицинской деятельности в правовом поле не определены. Соответственно, виды медицинской деятельности при определении границ прилегающих территорий, на которых запрещена розничная торговля алкогольной продукцией и розничная торговля алкогольной продукцией при оказании услуг общественного питания, органами местного самоуправления в качестве исключения никогда не учитывались и не могут быть учтены в принципе.
Ввиду этого исключение полномочия Правительства Российской Федерации утверждать перечень не может повлечь негативных экономических и правовых последствий для хозяйствующих субъектов, так как не приведет к возникновению новых обязательных требований.
Основной причиной для исключения положения об утверждении Правительством Российской Федерации перечня является необходимость предотвращения увеличения потребления алкоголя населением, поскольку исследования показывают, что увеличение территориальной доступности алкогольной продукции ведет к увеличению ее потребления. При этом, такая мера направлена на предотвращение доступности алкоголя для всех категорий населения, а не только для лиц, посещающих медицинские организации.
Так, согласно исследованиям, близость магазинов и организаций общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, повышает риски потребления алкоголя*(1)*(2)*(3), в то время как сокращение числа точек продаж с целью ограничения территориальной доступности алкоголя способствует снижению потребления алкогольной продукции, медицинских последствий, травматизма, преступности и насилия*(4)*(5).
Потребление алкоголя наносит большой ущерб состоянию здоровья населения России, демографическому и социальному развитию, общественной безопасности. Потребление всех видов алкогольной продукции, включая слабоалкогольную, повышает риски развития алкогольной зависимости, ряда видов рака, цирроза печени, а также травматизма и насилия.
Связанная с потреблением алкоголя смертность имеет высокую латентность и включает смертность от внешних причин, в том числе от алкогольных отравлений, убийств, самоубийств, травм, утоплений, пожаров, смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, прежде всего от алкогольных кардиомиопатий (часто регистрируемых как смерти от ишемической болезни сердца), от геморрагических инсультов, от цирроза печени, панкреатитов, от пневмоний.
По данным Росстата от причин смерти, непосредственно связанных с алкоголем, в 2021 году умерло 47393 человека.
По оценке Всемирной организации здравоохранения, 21,6% общей смертности в России в 2016 году было ассоциировано с потреблением алкоголя (23,1% среди мужчин и 19,9% среди женщин). В совокупности это составило 407,8 тыс. чел.
Таким образом, повышение числа точек продаж путем принятия указанного перечня нецелесообразно с точки зрения общественного здоровья и безопасности.
В 2018 году, по расчетам Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), смертность от связанных с алкоголем причин смерти составила в России 196 тысяч человек (11% смертей), из них 146 тысяч мужчин (16,3% смертей) и 50 тысяч женщин (5,5% смертей).
Общая заболеваемость синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом) и алкогольными психозами в России в 2022 году составила 794,3 чел. на 100 тыс. населения или 8% от всего населения Российской Федерации.
По данным МВД России, в 2022 году 24,4% расследованных преступлений в стране было совершено в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, в 2022 году, по данным МВД России, по вине нетрезвых водителей погибли 3 222 человека.
Кроме того, прием в медицинских организациях пациентов в нетрезвом виде (за исключением острых либо угрожающих жизни пациента состояний либо для осуществления процедур, направленных на детоксикацию пациента) не практикуется ни в России, ни в зарубежных странах, поскольку это небезопасно для пациента и медицинского персонала.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положения, предусмотренного законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Halonen J. I. et al. Association of the availability of beer, wine, and liquor outlets with beveragespecific alcohol consumption: a cohort study // Alcoholism: Clinical and Experimental Research. - 2014. - Vol. 38. - N. 4. - P. 1086-1093. URL:https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24460841/
*(2) Raza A. et al. Access to alcohol outlets from home and work in Sweden: longitudinal associations with problem drinking // Journal of studies on alcohol and drugs. - 2023. - Vol. 84. - N. 1. - P. 37-44. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36799672/
*(3) Fairman B. J. et al. Neighbourhood context and binge drinking from adolescence into early adulthood in a US national cohort // International journal of epidemiology. - 2020. - Vol. 49. - N. 1. - P. 103-112. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31263877/
*(4) Campbell C. A. et al. The effectiveness of limiting alcohol outlet density as a means of reducing excessive alcohol consumption and alcohol-related harms // American Journal of Preventive Medicine. - 2009. - Vol. 37. - N. 6. - P. 556-569.
*(5) Kearns M. C., Reidy D. E., Valle L. A. The role of alcohol policies in preventing intimate partner violence: a review of the literature // Journal of Studies on Alcohol and Drugs. - 2015. - Vol. 76. - N. 1. - P. 21-30.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.