Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" и статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 13.03.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" и статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 11 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 г. N 3899-р.
Законопроект направлен на установление обязанности российских организаций и граждан, являющихся собственниками космических объектов, планируемых к запуску в космическое пространство с территории Российской Федерации или территории иностранного государства, а также запущенных в космическое пространство с территории Российской Федерации или территории иностранного государства и находящихся на орбите вокруг Земли, или организациями, которым указанными собственниками предоставлены права на использование (эксплуатацию) указанных космических объектов, представлять в Госкорпорацию "Роскосмос" (далее - Корпорация) информацию о таких космических объектах, включая их функциональные характеристики и актуальное техническое состояние.
Установление вышеизложенной обязанности обусловлено необходимостью владения всеми актуальными сведениями в отношении планируемых к запуску коммерческих космических аппаратов, а также функционирующих в настоящее время на орбите вокруг Земли указанных коммерческих аппаратов, что в существующих условиях носит наиболее актуальный характер.
В соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 12 ноября 1974 г. (далее - Конвенция) Российская Федерация осуществляет национальную регистрацию космических объектов, в отношении которых она является запускающим государством, путем внесения соответствующей записи в российский регистр таких объектов (далее - регистр), а также предоставляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций информацию о каждом объекте, внесенном в регистр (статьи II и IV Конвенции).
Во исполнение международных обязательств Российской Федерации и на основании пункта 30 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ) регистр ведется Корпорацией во взаимодействии с Минобороны России и МИДом России.
Согласно статье IV Конвенции каждое запускающее государство, в регистр которого занесен космический объект, уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций в максимально возможной степени и в ближайший практически осуществимый срок о космических объектах, относительно которых оно ранее представило информацию и которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите.
Сведения о космических объектах, которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите, также вносятся в регистр.
Начиная с 2014 года (с регистрации в 2014 году космического аппарата "ТаблетСат-Аврора") в регистр начали вноситься космические объекты, созданные и запускаемые с территории Российской Федерации на коммерческой основе.
За период с 2014 года по настоящее время в регистр было внесено 104 подобных космических объекта. При этом в начале указанного периода основное количество подобных космических объектов относилось к научно-образовательным космическим аппаратам, создаваемым государственными образовательными учреждениями с привлечением организаций ракетно-космической промышленности. В последние два года основное количество регистрируемых космических объектов составляют космические аппараты, созданные и запущенные исключительно в интересах коммерческих организаций.
Из указанных 104 космических объектов по состоянию на 31 января 2023 г. в составе орбитальной группировки Российской Федерации функционируют только 69 космических объектов. Соответственно, вопрос представления информации об их функциональных характеристиках, текущем техническом состоянии и работоспособности является наиболее актуальным.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует обязанность собственников космических объектов, планируемых к запуску в космическое пространство с территории Российской Федерации или территории иностранного государства, а также запущенных в космическое пространство и находящихся на орбите вокруг Земли, предоставлять в Корпорацию информацию о таких космических объектах (о заданных функциональных характеристиках и их актуальном техническом состоянии).
Принимая во внимание планируемое в настоящее время наращивание создания многоспутниковых коммерческих группировок, отсутствие такой информации препятствует эффективному осуществлению функций в области управления космической деятельностью, выполнению государственных задач по реализации международных обязательств, а также по обеспечению контроля над зарегистрированными в Российской Федерации космическими объектами во время нахождения этих объектов на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах.
Кроме того, в целях владения всеми актуальными сведениями в отношении российской орбитальной группировки (включая коммерческие космические аппараты) требуются сведения о космических объектах, планируемых к запуску и запущенных в космическое пространство не только с территории Российской Федерации, но и с территории иностранного государства, что обусловлено в том числе необходимостью обеспечения безопасности и суверенитета в существующей в настоящее время обстановке.
Таким образом, законопроектом предлагаются изменения в статью 19 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-I "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-I) и статью 7 Федерального закона N 215-ФЗ, согласно которым устанавливается обязанность российских организаций и граждан, являющихся собственниками космических объектов, планируемых к запуску в космическое пространство с территории Российской Федерации или территории иностранного государства, а также запущенных в космическое пространство с территории Российской Федерации или территории иностранного государства и находящихся на орбите вокруг Земли, или организаций, которым указанными собственниками предоставлены права на их использование (эксплуатацию), по предоставлению в Корпорацию информации об указанных космических объектах. Перечень такой информации, порядок и сроки ее представления в Корпорацию предлагается
определить нормативным правовым актом Корпорации, в связи с чем в законопроекте предусматривается соответствующее полномочие Корпорации.
В соответствии с пунктом 30 статьи 7 Федерального закона N 215-ФЗ Корпорация осуществляет полномочия государственного органа в области регистрации и ведения национального регистра запускаемых космических объектов, а также ведет необходимые для реализации функций Корпорации реестры, регистры и кадастры. Регистр в настоящее время ведется на основании приказа Федерального космического агентства от 22 марта 2010 г. N 44 "Об утверждении Административного регламента Федерального космического агентства по исполнению государственной функции по ведению Регистра космических объектов, запускаемых Российской Федерацией в космическое пространство" (зарегистрирован Минюстом России 22 сентября 2010 г., регистрационный N 18508).
В целях представления Корпорации возможности издания обновленного нормативного правового акта, регламентирующего вопросы регистрации космических объектов, запускаемых Российской Федерацией в космическое пространство, и ведения регистра запускаемых Российской Федерацией космических объектов, законопроектом предусмотрено наделение Корпорации соответствующей компетенцией.
В связи с тем, что в целях реализации положений законопроекта подлежат разработке проекты нормативных правовых актов Корпорации с последующей их государственной регистрацией в Минюсте России,в законопроекте предусмотрен срок вступления его в силу - по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые законопроектом изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не окажут влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.