Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
(подготовлен Минобороны России 18.03.2024 г.)
Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) направлена на ужесточение ответственности военнослужащих за совершение противоправных деяний.
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" введена уголовная ответственность (лишение свободы на срок до пяти лет) военнослужащих за самовольное оставление воинской части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше 2-х суток, но не более 10 суток, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или по контракту, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий согласно части 21 статьи 337 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом основание для приостановления выплаты денежного довольствия таким лицам в соответствии с приказами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов осталось прежним - самовольное оставление воинской части сроком свыше десяти суток (приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. N 727 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат", приказ МЧС России от 8 декабря 2020 г. N 919 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих системы МЧС России, предоставления им отдельных выплат и денежных выплат гражданам, призванным на военные сборы, а также членам их семей", приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 472 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием и предоставления отдельных (денежных) выплат в войсках национальной гвардии Российской Федерации", приказ Генеральной прокуратуры российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 547-10 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих органов военной прокуратуры, проходящих военную службу по контракту, и предоставления им отдельных выплат", приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N 18 "Об утверждении Порядка обеспечения военнослужащих Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации денежным довольствием и предоставления им и членам их семей отдельных выплат".
При таких обстоятельствах в случае совершения военнослужащим уголовно наказуемого деяния, предусмотренного частью 21 статьи 337 Уголовного кодекса Российской Федерации, продолжительностью более 2-х и менее 10 суток денежное довольствие ему будет выплачено в полном объеме.
Законопроектом предлагается не засчитывать в срок военной службы время самовольного оставления военнослужащим воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 2-х суток, вместо 10 суток в настоящее время.
Данный законопроект позволит оперативно реагировать на негативные явления в воинском коллективе не только в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, но и в мирное время.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Федерального закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.