Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 26.03.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минпромторгом России в соответствии с пунктом 12 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 г. N 3899-р. Законопроект направлен на регламентацию статуса реестра объектов уникальной стендовой испытательной и полигонной базы (далее - УСБ) и обладателей информации, содержащейся в нем, а также наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по определению порядка формирования и ведения указанного реестра.
Объект УСБ является масштабным, сложным и дорогостоящим техническим устройством для воспроизведения условий испытаний и (или) контроля параметров объекта испытаний.
Объекты УСБ позволяют организациям оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) разрабатывать и испытывать наиболее сложные и наукоемкие перспективные образцы вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), в том числе оружие, основанное на новых физических принципах.
Уникальность объекта УСБ заключается в обладании уникальными свойствами по воспроизводимым условиям испытаний и (или) контролируемым параметрам и (или) габаритно-массовым характеристикам объекта испытаний (образцов ВВСТ).
Учитывая важную роль объектов УСБ в военно-техническом развитии Российской Федерации, необходимо обеспечить систематизацию и учет сведений об объектах УСБ, в том числе о наименовании, инвентарном номере, месте расположения, состоянии, технических характеристиках, модернизации и результатах использования таких объектов в специализированном реестре.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на отсутствие норм, определяющих понятие "объект уникальной стендовой испытательной и полигонной базы", регламентирующих систематизацию, учет и обеспечение защиты сведений об объектах уникальной стендовой испытательной и полигонной базы, а также формирование и ведение реестра таких объектов.
Поскольку Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 488-ФЗ) регулирует особенности промышленной политики в ОПК, в том числе в сфере ее формирования и реализации, а также определяет особенности применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в ОПК необходимо внести рассматриваемые изменения в Федеральный закон N 488-ФЗ.
Законопроектом предлагается дополнить перечень понятий, используемых в Федеральном законе N 488-ФЗ, определением объекта уникальной стендовой испытательной и полигонной базы, который представляет собой средство испытаний, представляющее собой техническое устройство для воспроизведения условий испытаний и (или) контроля параметров объекта испытаний, обладающее уникальными свойствами по воспроизводимым условиям испытаний и (или) контролируемым параметрам и (или) габаритно-массовым характеристикам объекта испытаний.
Законопроект устанавливает дополнительные полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению критерий отнесения средств испытаний, представляющих собой технические устройства для воспроизведения условий испытаний и (или) контроля параметров объектов испытаний, к объектам уникальной стендовой базы и утверждения порядка формирования и ведения реестра объектов уникальной стендовой испытательной и полигонной базы, в том числе состава, форм, сроков предоставления сведений для их включения в указанный реестр, а также основания для принятия решений уполномоченным органом о включении в указанный реестр объектов уникальной стендовой испытательной и полигонной базы или об их исключении из данного реестра.
Законопроектом предусмотрено, что формирование и ведение реестра объектов УСБ осуществляется Минпромторгом России в государственной информационной системе промышленности в целях систематизации, учета и обеспечения защиты сведений об объектах УСБ, в том числе о наименовании, инвентарном номере, месте расположения, состоянии, технических характеристиках, модернизации и результатах использования таких объектов, на основе сведений, предоставляемых организациями ОПК в заявительном порядке.
Законопроектом устанавливается обязанность Минпромторга России по формированию и ведению реестра объектов УСБ. При этом формирование реестра УСБ осуществляется на основе сведений, предоставляемых организациями ОПК на заявительной основе в добровольном порядке.
Реестр объектов УСБ является информационным ресурсом, содержащим зафиксированные на материальных носителях сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ведение указанного реестра осуществляется на электронных носителях. Реестр объектов УСБ не является государственной информационной системой, носит информационный характер и содержит перечень объектов уникальной стендовой испытательной и полигонной базы, а также совокупность информации о данных объектах. Указанный реестр и содержащаяся в нем информация содержат сведения, составляющие государственную тайну, которые размещаются и обрабатываются в защищенной части государственной информационной системы промышленности. Защита указанных сведений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
В соответствии с законопроектом сведения об объектах уникальной стендовой испытательной и полигонной базы, используемых Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" для разработки, испытаний, производства, разборки и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, обеспечения и подтверждения их надежности и безопасности на всех стадиях жизненного цикла, поддержания базовых и критических военных технологий, а также для обеспечения ядерной и радиационной безопасности, не подлежат размещению в реестре УСБ.
Обладателем информации, содержащейся в реестре объектов УСБ, является Российская Федерация. От имени Российской Федерации правомочия обладателя указанной информацией осуществляются Минпромторгом России.
Также законопроектом часть 1 статьи 22 Федерального закона N 488-ФЗ дополнена пунктом, содержащим положение о том, что применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в ОПК осуществляется, в том числе с учетом необходимости сохранения и поддержания в работоспособном состоянии объектов уникальной стендовой испытательной и полигонной базы организаций ОПК.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта может повлечь следующие последствия для организаций ОПК:
социально-экономические - снижение рисков срыва государственного оборонного заказа, повышение технического уровня разрабатываемых перспективных образцов ВВСТ, сохранение штата высококвалифицированных специалистов-испытателей, осуществляющих деятельность с использованием объектов УСБ;
финансовые - государственная поддержка окажет положительное влияние на снижение цены государственных контрактов, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа, путем исключения из цены таких контрактов затрат на содержание объектов УСБ.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые законопроектом изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.