Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2021 г. N 1529"
(подготовлен Минкультуры России 01.04.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2021 г. N 1529" (далее соответственно - Проект постановления, Изменения) разработан Минкультуры России в инициативном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 35 статьи 171 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания в целях создания необходимых условий для организации питания посетителей и работников государственных или муниципальных организаций культуры.
В соответствии с частью 35 статьи 171 Закона N 135-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2021 г. N 1529 "Об утверждении Правил заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры" (далее - Правила N 1529).
Правила N 1529 определяют порядок и условия заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры (далее - Организации культуры), заключаемых в том числе с организациями общественного питания в целях создания необходимых условий для организации питания посетителей и работников Организаций культуры (подпункт "а" пункта 1 Правил N 1529).
Вместе с тем определение понятия "организация общественного питания" в настоящее время отсутствует в нормативных правовых актах Российской Федерации.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о заключении Организациями культуры без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за Организациями культуры, в соответствии с пунктом 1 части 35 статьи 171 Закона N 135-ФЗ не представляется возможным определить перечень лиц, относящихся к организациям общественного питания.
В связи с этим Проектом постановления вносятся Изменения в Правила N 1529, предусматривающие в том числе закрепление определения понятия "организация общественного питания" для целей Правил N 1529 (пункт 1.1 Правил N 1529 в редакции Изменений).
При этом следует отметить, что услуги общественного питания оказываются в соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1515 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" (далее - Правила N 1515).
Правила N 1515 регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания (пункт 1 Правил N 1515).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 Правил N 1515 понятие "исполнитель" применяется в Правилах N 1515 в значении, установленном Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - ЗЗПП).
Согласно абзацу пятому преамбулы ЗЗПП под "исполнителем" понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В этой связи определение понятие "организация общественного питания", предусмотренное Изменениями, включает в том числе индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги общественного питания в соответствии с Правилами N 1515. Отсутствие в указанном определении понятия индивидуального предпринимателя ставило бы в неравное положение индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания, по сравнению с юридическими лицами, оказывающими аналогичные услуги.
Кроме того, Изменениями уточняется перечень документов,которые организации общественного питания, юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте "б" пункта 1 Правил N 1529, прилагают к заявке о необходимости заключения договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными Организациями культуры (пункт 4 Правил N 1529 в редакции Изменений).
По результатам анализа правоприменительной практики выявлена вышеуказанная потребность изменения правового регулирования.
Положения Проекта постановления соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных Проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий,в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация постановления не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В Проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.