Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
(подготовлен Минтрудом России 04.04.2024 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" основанием для возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки у ребенка (детей) является прекращение права на материнский (семейный) капитал у лица, имеющего право на материнский (семейный) капитал. Прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки у лица, имеющего право на материнский (семейный) капитал, может быть, в том числе в связи с его смертью или объявления его умершим.
В случае наступления вышеуказанных обстоятельств право на материнский (семейный) капитал возникает у несовершеннолетнего ребенка (детей в равных долях) и (или) совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования), - до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Положения Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики", в соответствии с которым гражданам, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, сохраняются и предоставляются гарантии в сфере социальной защиты.
Аналогичные положения содержатся в Федеральных конституционных законах применительно для жителей Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей (Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Луганской Народной Республики", Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Запорожской области", Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Херсонской области").
Однако в настоящее время право на получение материнского (семейного) капитала не может быть реализовано проживающими в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях детьми, оставшимися без попечения родителей, в случае, если женщина (мать) и (или) мужчина (отец) умерли или объявлены умершими до 30 сентября 2022 г. (до даты принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей), поскольку такие родители являлись гражданами Украины и не могли быть признаны гражданами Российской Федерации.
Законопроектом предлагается предоставить право на получение мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала ребенку (детям) в случае смерти матери и отца в период с 1 января 2007 г. (дата вступления в силу Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей") по 30 сентября 2022 г. либо объявления их умершими в этот период и проживавших на день смерти на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект направлен на защиту прав и интересов ребенка (детей), гарантируемых ему (им) Конституцией Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.