Заключение Министерства экономического развития Российской Федерации об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции"
(от 01.04.2024)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции" (далее соответственно - проект акта, проект изменений), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/10-23/00143020).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 24 октября по 11 ноября 2023 года.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком в целом соблюдены.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой указаны сведения об учете и причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
Согласно данным сводного отчета проект акта разработан в инициативном порядке в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра промышленности и торговли Российской Федерации Мантурова Д.В. от 14 июня 2023 г. N МД-П11-7489.
Проект акта разработан с целью установления возможности предоставления уполномоченным органам всего объема запрашиваемой информации, а также исключения возможности неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности, документов, подтверждающих качество ввозимой алкогольной продукции и введения потребителя алкогольной продукции в заблуждение.
В соответствии с пунктом 3.1 сводного отчета проектируемое регулирование направлено на устранение следующих проблем:
невозможность предоставления Росалкогольтабакконтролем всего объема запрашиваемой уполномоченными органами информации из Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС);
использование недобросовестными участниками оборота при подаче уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции деклараций о соответствии, принятых другими участниками рынка, при отсутствии полномочий на их принятие;
введение потребителя алкогольной продукции в заблуждение путем указания некорректного наименования алкогольной продукции.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования, по результатам которых замечания и предложения представили Ассоциация производителей пива, солода и напитков, Ассоциация производителей алкогольной продукции "Комитет производителей алкогольной продукции" (ряд замечаний учтены в настоящем заключении, остальные включены в прилагаемую справку о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности); Ассоциация производителей игристых вин, Ассоциация "Винодельческий союз", ООО "Кировский биохимический завод" сообщили об отсутствии предложений и замечаний по проекту акта.
Обращаем внимание на следующие замечания к проектируемому регулированию.
1. Проектом акта предусмотрено дополнение пункта 7 Приложения N 1 к Правилам ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2466 (далее - Правила ведения ЕГАИС), в части установления требований к наименованию алкогольной продукции в следующей редакции: "Наименование алкогольной продукции должно достоверно характеризовать вид продукции и позволять отличать ее от другой алкогольной продукции. При этом не допускается в наименовании алкогольной продукции указывать компоненты, если они или продукты их переработки не входят в состав алкогольной продукции, а также наименование алкогольной продукции не должно содержать несколько видов алкогольной продукции".
Техническим регламентом Евразийской экономической комиссии "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018) определены требования к маркировке алкогольной продукции, в том числе к ее наименованию. Согласно статье 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Союз) государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Соответственно, подпункт "а" пункта 5 проекта изменений подлежит исключению из проекта акта.
2. Проектируемыми пунктами 45.1 и 45.2 Правил ведения ЕГАИС предусмотрены случаи блокировки фиксации в ЕГАИС сведений о производстве или импорте алкогольной продукции конкретного наименования и ее вида, указанных в уведомлении о начале оборота и информации о закупке, хранении, поставках и розничной продаже такой алкогольной продукции.
В качестве таких оснований предусмотрено истечение срока действия декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия, информация о которых указывалась при подаче уведомления о начале оборота такой продукции, либо признание недействительными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия, информация о которых указывалась при подаче уведомления о начале оборота.
2.1. Документы об оценке соответствия продукции в соответствии с правом Союза и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании должны быть получены (оформлены) перед выпуском в обращение, которым являются поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Российской Федерации (Союза) в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
Таким образом, производство продукции до ее выпуска в обращение может осуществляться без документов об оценке соответствия.
Учитывая изложенное, блокировка фиксации в ЕГАИС сведений о производстве алкогольной продукции на основании истечения срока действия или признания недействительными документов об оценке соответствия требует обоснования и приведения в соответствие с правом Союза и законодательством Российской Федерации в сфере технического регулирования.
2.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1856 сертификатам соответствия и декларациям о соответствии, сведения о которых внесены в реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, присваиваются следующие статусы: "действует", "приостановлен", "прекращен", "недействителен", "архивный".
Проектируемые пункты 45.1 и 45.2 Правил ведения ЕГАИС не предусматривают порядок действий, в случае если документы об оценке соответствия алкогольной продукции были приостановлены или прекращены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. N 936.
Указанные пункты не дают определить, на каком этапе обращения алкогольной продукции оператор ЕГАИС будет блокировать фиксацию указанных сведений.
Соответственно, указанные пункты следует дополнить указанием на соответствующие этапы обращения продукции.
2.3. Отсутствует указание события, являющегося основанием для блокировки фиксации сведений, а также сроки принятия решения о такой блокировке.
2.4. Согласно подпункту 2 проектируемого пункта 45.2 Правил ведения ЕГАИС оператор ЕГАИС блокирует фиксацию сведений в случае поступления от лица, принявшего декларацию о соответствии, информации о непредставлении им права использования декларации о соответствии третьему лицу, которое указывало информацию о такой декларации при подаче уведомления о начале оборота, или о прекращении права использования декларации о соответствии третьим лицом, информация о которой указывалась третьим лицом при подаче уведомления о начале оборота.
Согласно проектируемому абзацу второму пункта 24 Приложение N 1 к Правилам ведения ЕГАИС в случае использования декларации о соответствии, принятой другим лицом, к уведомлению о начале оборота необходимо прикрепить файл документа (в формате pdf), подтверждающего удостоверенное в соответствии с законодательством Российской Федерации право использования такой декларации. Указанный файл является доступным для ознакомления на официальном сайте Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без взимания платы.
В настоящее время право Союза и законодательство Российской Федерации в сфере технического регулирования не устанавливают порядок передачи права использования декларации о соответствии.
Порядком ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2021 г. N 130, предусмотрено исключительно перечисление лиц, которые вправе использовать документы об оценке соответствия для подтверждения соблюдения мер технического регулирования при ввозе продукции на территорию Союза.
Таким образом, указанные положения проекта акта устанавливают дополнительные требования, выходящие за пределы регулирования Правил ведения ЕГАИС.
2.5. Согласно подпункту 3 проектируемого пункта 45.2 Правил ведения ЕГАИС оператор ЕГАИС блокирует фиксацию сведений о производстве или импорте алкогольной продукции конкретного наименования и вида, указанных в уведомлении о начале оборота, и информацию о закупке, хранении, поставках и розничной продаже алкогольной продукции в случае установления факта, что лицо, подавшее уведомление о начале оборота, не является правообладателем либо у такого лица отсутствует разрешение правообладателя объекта интеллектуальной собственности, содержащегося в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности и (или) в открытом реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
В соответствии с действующей и проектируемой редакцией пункта 43 Правил ведения ЕГАИС в случае, если в течение 72 часов с момента направления оператором ЕГАИС уведомления о приостановке или блокировке фиксации в ЕГАИС сведений, организациями, сельскохозяйственными товаропроизводителями или индивидуальными предпринимателями не будут устранены обстоятельства, приведшие к таким приостановке или блокировке, оператор единой информационной системы приостанавливает фиксацию в единой информационной системе или блокирует в единой информационной системе сведения о производстве и (или) обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, если предполагается право оператора ограничивать (блокировать) доступ к использованию системы, в том числе отказывать в совершении перечисленных действий, то в силу части 3 статьи 3 и статьи 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) такое право на действия оператора должно быть предусмотрено на уровне федерального закона. Совершение же непосредственно самим оператором действий, сопоставимых по форме и последствиям с применяемыми исключительно органами публичной власти мерами административного принуждения, в любом случае недопустимо.
Кроме того, в настоящее время правовая охрана и защита прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности осуществляются определенными органами - Роспатентом, ФАС России, а также Судом по интеллектуальным правам - по строго регламентированным процедурам (включая в том числе, например, экспертизу: для товарных знаков - на сходство до степени смешения, для объектов патентного права - на новизну и оригинальность), с установленным порядком инстанционности рассмотрения, порядка обжалования и т. п.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы;
проект акта не соответствует Закону N 247-ФЗ;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект акта устанавливает обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.