Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 29.10 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минпромторгом России 09.04.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29.10 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект федерального закона, КоАП) разработан Минпромторгом России в соответствии с пунктом 7 Плана мероприятий по реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года N 2964-р (далее - План мероприятий) в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. N 3444-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российский Федерации от 20 октября 2021 г. N 2964-р".
Проектом федерального закона предлагается закрепить в статье 29.10 "Постановление по делу об административном правонарушении" КоАП и части 6 статьи 32.4 "Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения" КоАП положения о том, что изъятые из незаконного оборота немаркированные товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, явившиеся орудиями совершения или предметами административных правонарушений, предусмотренных настоящим Кодексом, подлежат уничтожению, утилизации (переработке) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, за исключением безвозмездной передачи указанных товаров в случаях, при которых законодательством Российской Федерации в отношении их предусмотрена возможность такой передачи, а также безвозмездной передачи указанных товаров федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области обороны, и безвозмездной передачи указанных товаров для осуществления мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
В соответствии со статьей 15.12 КоАП РФ установлена ответственность за производство и (или) ввод в оборот, продажу товаров, их приобретение, перевозку или хранение в целях сбыта без нанесения средств идентификации в виде наложения административного штрафа и с конфискацией предмета административного правонарушения.
Согласно статье 29.10 КоАП в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.
При этом согласно пункту 2 части 3 статьи 29.10 КоАП вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Вместе с тем такая формулировка порождает законодательную неопределенность при разрешении вопроса о дальнейшей судьбе конфискованных немаркированных товаров после их передачи соответствующим организациям, поскольку допускает реализацию (продажу) таких товаров, при том, что оборот немаркированных товаров законодательно запрещен.
В целях недопущения попадания во вторичный незаконный оборот немаркированных товаров, изъятых из незаконного оборота, необходимо законодательно исключить возможность их реализации (продажи), а уничтожение, утилизацию (переработку) таких немаркированных товаров осуществлять в общем порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации для распоряжения обращенным в собственность государства, в том числе конфискованным, имуществом.
Распоряжение обращенным в собственность государства, в том числе конфискованным, имуществом осуществляется в соответствии с Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N 1238 (далее - Положение). Согласно пункту 14 Положения имущество, обращенное в собственность государства, подлежит исключительно уничтожению в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также при наличии прямого указания на уничтожение в судебном акте об обращении имущества в собственность государства.
Таким образом, конфискованные немаркированные товары предлагается передавать в Росимущество для организации их уничтожения, утилизации (переработки) в общем порядке, установленном Положением.
При этом с учетом актуальности вопросов гуманитарной поддержки в современных условиях предлагается предусмотреть законодательную возможность для безвозмездного направления конфискованных немаркированных товаров, которые по существу являются товарами народного потребления и востребованными промышленными товарами, на благотворительные и иные социально значимые цели. Аналогичный подход реализован в отношении товаров легкой промышленности в соответствии с Федеральным законом от 13 июня 2023 г. N 202-ФЗ "О внесении изменения в статью 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому предусмотрена возможность безвозмездной передачи конфискованных товаров легкой промышленности в случаях, при которых законодательством Российской Федерации в отношении их предусмотрена возможность такой передачи, а также безвозмездной передачи указанных товаров федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области обороны, и безвозмездной передачи указанных товаров для осуществления мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанным Федеральным законом от 13 июня 2023 г. N 202-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2023 г. N 995 "О безвозмездной передаче конфискованных при производстве по делам об административных правонарушениях товаров легкой промышленности и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что конфискованные товары легкой промышленности, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, могут быть безвозмездно переданы Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальным органом) Министерству обороны Российской Федерации в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для осуществления мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, а также определен порядок указанной безвозмездной передачи.
С учетом изложенного проект федерального закона предусматривает дополнение части 3 статьи 29.10 КоАП пунктом 2.2, в соответствии с которым распоряжение изъятыми немаркированными товарами возможно только в форме уничтожения (переработки, утилизации), а также их безвозмездной передачи на гуманитарные цели.
Аналогичные изменения синхронно проектируются и в часть 6 статьи 32.4 КоАП.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предложенные проектом федерального закона изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие соответствующего Федерального закона не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.