Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект приказа Ростехнадзора "Об утверждении Федеральных норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений "Требования к экспертам в области безопасности гидротехнических сооружений" (далее соответственно - проект акта, ФНП, ГТС), направленный Ростехнадзором (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта подготовлен разработчиком во исполнение пункта 5 плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 29 мая 2023 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Новаком А.В. 16 июня 2023 г. N 5627п-П51.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях установления требований к уровню профессионального образования экспертов в области безопасности ГТС, их стажу работы по направлению профессиональной деятельности на ГТС, знаниям и навыкам, необходимым для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС, а также приведения ведомственного акта разработчика в соответствие с положениями Закона N 191-ФЗ, в том числе в части исключения избыточных требований при строительстве, реконструкции и эксплуатации ГТС, устранения существующих проблемных вопросов в части организации и проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (далее - официальный сайт) (ID проекта акта: 02/08/07-23/00139879).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета на официальном сайте в период с 12 сентября по 9 октября 2023 года.
В сопроводительных материалах к проекту акта отсутствует информация о его рассмотрении рабочей группой в соответствующей сфере при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 1318 Минэкономразвития России провело публичные консультации по проекту акта, в результате которых поступило 12 отзывов от заинтересованных субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, которые не имеют каких-либо замечаний и предложений по проекту акта.
Также поступили позиции от АО "НИИ ВОДГЕО", ООО НПО "Гидротехпроект", ООО "Западно-Уральский экспертный центр"", ФГБНУ ВНИИ "Радуга" и ПАО "РусГидро", содержащие конкретные замечания и предложения по проекту акта, которые изложены в прилагаемой справке и рекомендуются к рассмотрению разработчиком.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 30 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний.
1. В силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) в редакции Закона N 191-ФЗ ФНП в области безопасности ГТС устанавливают обязательные требования в том числе к уровню профессионального образования экспертов в области безопасности ГТС, их стажу работы по направлению профессиональной деятельности на ГТС, знаниям и навыкам, необходимым для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС (далее - обязательные требования).
В развитие указанного предписания разработчиком предлагается в проекте акта регламентировать вопросы:
- требований к порядку формирования экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС;
- квалификационных требований к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС;
- требований к регламенту работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС.
В силу части 3 статьи 2 Закона N 247-ФЗ в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Поскольку указанные вопросы не относятся к предметной области проектируемых ФНП, они подлежат исключению из проекта акта, кроме пунктов 11-13 проекта акта.
2. В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 11 проекта акта эксперты в области безопасности ГТС обязаны обладать знаниями законодательства Российской Федерации в сфере технического регулирования и безопасности ГТС, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам эксплуатации и обеспечения безопасности ГТС, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
Статьей 3 Закона N 117-ФЗ в редакции Закона N 191-ФЗ установлено, что эксперт в области безопасности ГТС - физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей государственную экспертизу деклараций безопасности ГТС, аттестовано в установленном Правительством Российской Федерации порядке, обладает специальными знаниями в сфере деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, соответствует предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям и участвует в проведении государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС.
В силу абзаца первого статьи 2 Закона N 117-ФЗ в редакции Закона N 191-ФЗ законодательство о безопасности ГТС состоит из Закона N 117-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации,а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, включая федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений.
Представляется, что абзацы второй и третий пункта 11 проекта акта выходят за пределы указанных обязательных требований, установленных Законом N 117-ФЗ,в связи с чем требуют доработки.
3. Пункт 13 проекта акта устанавливает, что эксперт в том числе должен повышать свою квалификацию путем получения дополнительных смежных экспертных специальностей.
Прямое толкование указанной нормы может привести к тому, что эксперт,не получивший дополнительную смежную экспертную специальность, может быть исключен из реестра экспертов, что является недопустимым, в связи с чем данный пункт следует скорректировать.
4. Пункты 11-13 проекта акта не устанавливают обязательных требований к уровню профессионального образования экспертов в области безопасности ГТС.
В свою очередь, предполагаемые к исключению из проекта акта положения, указанные в замечании 1 настоящего заключения, такие требования устанавливают.
Обращаем внимание, что при доработке проекта акта в части установления требований к уровню профессионального образования экспертов в области безопасности ГТС разработчику надлежит рассмотреть позиции, поступившие в рамках публичных консультаций от субъектов регулирования (пункты 1-6 прилагаемой таблицы).
5. В случае если разработчиком не будет учтено замечание 1 настоящего заключения, обращаем внимание на следующее.
5.1. В соответствии с пунктом 14 проекта акта срок проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС не должен превышать 3 месяцев со дня 100-процентной оплаты счета за проведение государственной экспертизы и представления собственником ГТС и (или) эксплуатирующей организацией в экспертный центр декларации безопасности ГТС с прилагаемыми к ней документами.
При представлении декларации безопасности на государственную экспертизу в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ) срок подготовки заключения экспертной комиссии со дня подачи заявления не может превышать:
для гидротехнических сооружений I класса - 37 рабочих дней;
для гидротехнических сооружений II класса - 32 рабочих дня;
для гидротехнических сооружений III и IV классов - 22 рабочих дня.
В целях реализации единообразного подхода к определению срока предоставления государственной услуги и его оптимизации пункт 14 проекта акта необходимо скорректировать, установив единые сроки предоставления государственной услуги независимо от способа подачи заявления (на бумажном носителе или посредством ЕПГУ) в соответствии с описанием целевого состояния предоставления государственной услуги "Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений", одобренным на заседании Межведомственной рабочей группы по обеспечению реализации проекта по оптимизации и автоматизации процессов
в сфере лицензирования и разрешительной деятельности (для гидротехнических сооружений I класса - 37 рабочих дней, для гидротехнических сооружений II класса -
32 рабочих дня, для гидротехнических сооружений III и IV классов - 22 рабочих дня).
5.2. В абзаце седьмом пункта 28 проекта акта необходимо предусмотреть,что выписка из реестра заключений экспертных комиссий по декларациям безопасности гидротехнических сооружений предоставляется собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления.
6. Дополнительно сообщаем, что срок вступления в силу проектируемых ФНП определен 1 сентября 2024 г., в связи с чем обращаем внимание, что фактические сроки разработки, утверждения и, соответственно, вступления в силу всех ФНП в области безопасности ГТС, разработанных в соответствии со статьей 2 Закона N 117-ФЗ в редакции Закона N 191-ФЗ, должны быть синхронизированы и учитывать требования части 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ.
Указанное обусловлено необходимостью надлежащей реализации института аттестации экспертов, которая представляется затруднительной в случае, если хоть одни из предусмотренных Законом N 191-ФЗ ФНП не будут разработаны и утверждены в срок, позволяющий выполнить требования части 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ и своевременно реализовать требования Закона N 117-ФЗ в редакции Закона N 191-ФЗ с 1 сентября 2024 г. (часть 1 статьи 3 Закона N 191-ФЗ).
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы;
проект акта не соответствует требованиям Закона N 247-ФЗ;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
проект акта устанавливает обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.