Доработанный текст проекта Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" и Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную этим Указом"
(подготовлен ФАДН России от 20.12.2023)
Внести в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7477; 2018, N 50, ст. 7739; 2024, N 4, ст.504), следующие изменения:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепление исторически сложившегося государственного единства и целостности Российской Федерации, защиту культурной самобытности ее народов, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, гармонизацию общественных и государственных интересов, а также обеспечивает координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления (далее -органов публичной власти) и их взаимодействие с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Настоящая Стратегия основывается на принципах демократического федеративного государства.";
2) в пункте 3 слова "региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры" заменить словами "регионального развития, образования и культуры, внешней, молодежной и миграционной политики";
3) в пункте 4.1 слова "российской государственности" заменить словами "России как самобытного государства-цивилизации";
4) в пункте 4.2:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) государственная национальная политика Российской Федерации - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых органами публичной власти, институтами гражданского общества и направленных на укрепление гражданского единства и патриотизма, межнационального согласия, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;";
подпункт "б" дополнить словами ", общими духовно-нравственными ценностями и историко-культурными традициями";
подпункт "в" дополнить словами ", сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, защиты Отчества";
в подпункте "г" слова "базовым ценностям российского общества" заменить словами "традиционным российским духовно-нравственным ценностям";
в подпункте "д" слово "трудовой" заменить словом "экономической";
в подпункте "е" слова "культуры и языка" заменить словами "культуры, языка и традиций";
подпункт "ж" изложить в следующей редакции:
"ж) народы, национальности, этнические общности - группы людей, обладающие общим самосознанием (этнической идентичностью), а также общими языком, особенностями культуры и ценностями;";
в подпункте "з" слово "всех" исключить;
5) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) укрепление гражданского единства, гражданского самосознания многонационального народа Российской Федерации;
б) защита культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, сохранение этнокультурного и языкового многообразия;
в) сохранение и развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
г) обеспечение социальной стабильности в сфере межнациональных отношений;
д) укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей в обществе и воспитании граждан;
е) интеграция Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в сферу реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
ж) развитие связей с соотечественниками за рубежом, оказание им поддержки в сохранении и распространении российской культуры, русского языка, защита их от дискриминации и проявлений русофобии.";
6) в пункте 7 слова "государственными органами и органами местного самоуправления, а также" заменить словами "органами публичной власти и";
7) пункты 9 - 14 изложить в следующей редакции:
"9. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители свыше 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2020 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.
Влияние на национальный состав Российской Федерации в последние десятилетия оказывают растущие миграционные потоки из стран Центрально-Азиатского региона и Закавказья.
10. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством. В Российской Федерации используется более 300 языков, из них более 150 относятся к языкам народов Российской Федерации.
11. Российское государство создавалось как единение народов. Благодаря объединяющей роли государствообразующего русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность народов, приверженных единым духовно-нравственным ценностям.
11.1. Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении российской культурной доминанты, присущей народам Российской Федерации. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и русского языка как государственного языка Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их достижений в единую российскую культуру.
12. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Российской Федерации (российской нации), служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации.
13. За период реализации Стратегии с 2012 по 2023 год достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в Российской Федерации.
Внесенные в 2020 году изменения в Конституцию Российской Федерации в части обеспечения преемственности и защиты российской государственности и исторической правды, статуса государственного русского языка как языка государствообразующего народа, гарантий прав всем народам на сохранение родного языка, признания культуры в Российской Федерации как уникального наследия ее многонационального народа подчеркнули значимость этих факторов в достижении гражданского единства.
По итогам социологических опросов более 80 процентов граждан от общего количества опрошенных положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений, при этом уровень общероссийской гражданской идентичности составляет более 90 процентов и преобладает среди других форм коллективной идентичности.
Реализация государственной национальной политики в указанный период продемонстрировала высокую эффективность и позволила обеспечить политическую и социальную стабильность, единство многонационального народа Российской Федерации.
13.1. Важными этапами в решении вопросов государственной национальной политики Российской Федерации стали создание федерального органа исполнительной власти, наделенного функциями по выработке, реализации и нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики, учреждение премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации, учреждение в рамках Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" номинации "Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне".
Продолжалась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере реализации государственной национальной политики. Внедрен учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, для обеспечения реализации предоставленных им социальных и экономических прав. Уточнены организационно-правовые основы деятельности национально-культурных автономий и общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Принят Федеральный закон "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации".
Учреждена Общероссийская общественно-государственная организация "Ассамблея народов России" и создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Дом народов России". Разработаны и внедрены механизмы финансовой поддержки федеральных национально-культурных автономий и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики.
В стране растет интерес к истории, языкам и культурным традициям народов, развивается этнографический туризм. На региональном и муниципальном уровнях реализуются многочисленные проекты по укреплению межнационального мира и согласия, просветительские и календарные акции.
13.2. Значимым событием для укрепления общероссийской гражданской идентичности стало принятие в марте 2014 года в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Вызванный этим патриотический подъем способствовал реализации мер государственной национальной политики Российской Федерации, активизации участия институтов гражданского общества в гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, снижению рисков и угроз возникновения в стране межнациональных конфликтов.
В сентябре 2022 года в состав Российской Федерации приняты новые регионы и образованы субъекты - Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область.
В условиях беспрецедентного давления на Российскую Федерацию и ее граждан со стороны недружественных стран цель по укреплению общероссийской гражданской идентичности, основу которой составляют патриотизм и чувство сопричастности с Родиной, окончательно утвердилась не только в качестве важной, но и жизненно необходимой.
14. Вместе с тем в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации:
а) распространение идеологии терроризма и экстремизма, деструктивных радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности, неофашизма;
б) возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в стране экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной зарубежных региональных конфликтов;
в) дискредитация традиционных для России конфессий, культуры, русского языка как государственного языка Российской Федерации, искажение исторической правды и уничтожение исторической памяти;
г) гиперболизация региональных и этнических интересов, в том числе вследствие внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия;
д) обусловленное миграционными процессами нарушение этноконфессионального баланса на отдельных территориях, формирование мест повышенной концентрации определенных этнических групп, в том числе иностранных граждан;
е) предпринимаемые недружественными странами усилия по дестабилизации межнациональных отношений, расколу российского общества и его внутреннего единства, переносу межэтнических и межрелигиозных зарубежных конфликтов на территорию Российской Федерации;
ж) частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации и насаждения чуждых нашей стране идеалов и ценностей;
з) непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации;
и) непреодоленные последствия распространения антироссийской пропаганды, национализма и религиозной розни на территориях новых субъектов Российской Федерации;
к) возрастающая этническая гомогенность населения ряда регионов страны, вызванная прежде всего преобладанием среди отъезжающего населения представителей русского народа.";
8) дополнить пунктом 14.1 следующего содержания:
"14.1. В целях решения этих проблем настоящая Стратегия предусматривает два сценария развития - целевой и максимальный.
Целевой сценарий ориентирован на реализацию существующих направлений государственной национальной политики при условии сохранения внутренней стабильности Российской Федерации, стабильности межнациональных (межэтнических) отношений.
Максимальный сценарий предполагает реализацию дополнительного комплекса мер в сфере государственной национальной политики.";
9) пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
б) укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов;
в) сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
г) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
д) успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество.";
10) пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
б) равенство условий для развития народов и этнических общностей;
в) гарантированность прав коренных малочисленных народов;
г) недопустимость любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
д) недопустимость попыток разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды.";
11) пункты 21 и 21.1 изложить в следующей редакции:
"21. Задачами государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) сохранение и развитие культуры межнациональных (межэтнических) отношений, воспитание патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю Отечества, защита исторической правды и исторической памяти, традиционных ценностей и идеалов;
б) содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации, популяризация их традиций;
в) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
г) формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного и воспитательного процессов российской гражданской идентичности, представлений о единстве многонационального народа Российской Федерации;
д) содействие адаптации иностранных граждан, направленной на их конструктивное приспособление к новым условиям жизни и общественным отношениям;
е) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
ж) обеспечение участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
з) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
и) использование возможностей и механизмов международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
21.1. Основными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) в сфере сохранения и развития культуры межнациональных (межэтнических) отношений, воспитания патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю Отечества, защиты исторической правды и исторической памяти, традиционных ценностей и идеалов:
сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации) посредством утверждения идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия;
распространение в обществе установок неприятия и недопущения пропаганды и оправдания идей нацизма и расизма, экстремизма и ксенофобии, национальной исключительности;
профилактика и предупреждение конфликтов на этнической и религиозной почве, сепаратистских проявлений, распространения религиозного радикализма, деструктивных религиозных течений;
повышение интереса к изучению истории, значимых исторических событий как основы государственных праздников и памятных дат, защита исторической правды, сохранение исторической памяти, предупреждение и противодействие фальсификации истории;
создание оптимальных условий для использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в межнациональное и межконфессиональное сотрудничество;
реализация мер правового и информационного характера по профилактике использования этнического и религиозного факторов в избирательном процессе;
учет этнических и религиозных аспектов при работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и сотрудниками правоохранительных органов Российской Федерации, мониторинг состояния межнациональных (межэтнических) отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей.
б) в сфере содействия этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации, популяризации их традиций:
сохранение и популяризация нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации;
совершенствование системы обучения в образовательных организациях в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов по истории, этнологии и культуре народов Российской Федерации;
создание оптимальных условий для использования, сохранения и развития языков народов Российской Федерации, обеспечение прав граждан на изучение родного языка и других языков народов Российской Федерации;
популяризация и распространение классических и современных произведений литературы и искусства народов Российской Федерации, народного художественного творчества, организация и поддержка художественных выставок, фестивалей, конкурсов, гастролей творческих коллективов и других форм деятельности в области культуры;
государственная поддержка и популяризация научных исследований, научно-популярных публикаций, произведений литературы, искусства, кино и телевидения, народного художественного творчества, интернет-ресурсов, освещающих значимые исторические события и пропагандирующих достижения народов Российской Федерации;
оказание содействия при производстве теле- и радиопрограмм, аудио- и видеоматериалов, создании интернет-ресурсов, издании печатной продукции на языках народов Российской Федерации;
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, включающих объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации;
оказание поддержки национальным видам спорта.
в) в сфере обеспечения социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации:
учет этнокультурного фактора при обеспечении сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
разработка, реализация, обеспечение отраслевого и межотраслевого соответствия государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
обеспечение доступа граждан, в том числе коренных малочисленных народов, в отдаленных и труднодоступных местностях к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и получению государственных услуг;
содействие сохранению и развитию народных промыслов и ремесел;
повышение уровня адаптации традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации к современным экономическим условиям наряду с обеспечением защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
г) в сфере формирования у детей и молодежи на всех этапах образовательного и воспитательного процессов российской гражданской идентичности, представлений о единстве многонационального народа Российской Федерации:
совершенствование образовательных программ на различных уровнях образования, а также учебно-методических комплексов по изучению исторического опыта взаимодействия народов Российской Федерации и значимых событий, повлиявших на формирование гражданского единства и солидарности;
включение в образовательные программы образовательных организаций учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по изучению культуры и традиций народов Российской Федерации;
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование педагогических кадров с учетом этнокультурных и региональных особенностей;
организация посещения детьми и молодежью объектов исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры), памятных мест, городов-героев, городов воинской славы и трудовой доблести;
поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи;
разработка и внедрение эффективных механизмов по обеспечению функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации (в том числе русского как родного) в системе образования Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.
д) в сфере содействия адаптации иностранных граждан, направленной на их конструктивное приспособление к новым условиям жизни и общественным отношениям:
создание условий для адаптации иностранных граждан и их несовершеннолетних детей, способствующих успешному освоению ими русского языка; усвоению ими общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития) с учетом социальных, исторических и национально-культурных особенностей территории их проживания, включая особенности отправления религиозных обрядов; формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры; приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям;
формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации иностранных граждан;
разработка и реализация программ содействия адаптации иностранных граждан на основе взаимодействия органов публичной власти, образовательных организаций, институтов гражданского общества и работодателей, использующих их труд;
совершенствование взаимодействия между всеми субъектами содействия адаптации иностранных граждан.
е) в сфере совершенствования государственного управления:
принятие мер по недопущению дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности при осуществлении органами публичной власти своей деятельности;
совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе в части правового регулирования деятельности национально-культурных автономий, прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, сохранения культур и языков народов Российской Федерации, содействия адаптации иностранных граждан;
повышение эффективности координации деятельности органов публичной власти, совершенствование их взаимодействия с институтами гражданского общества;
эффективная реализация государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";
совершенствование государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
совершенствование научного и экспертного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальной принадлежности, языка, отношения к религии, убеждений при приеме на работу, замещении должностей государственной и муниципальной службы, формировании кадрового резерва;
профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих по типовым дополнительным профессиональным программам, разработанным в целях реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
развитие этнокультурной инфраструктуры: домов дружбы, центров национальной культуры народов Российской Федерации, этнопарков, этнодеревень, иных государственных и муниципальных организаций, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики Российской Федерации;
совершенствование организационно-правовых и экономических условий для участия институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий, иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, в решении задач государственной национальной политики Российской Федерации;
обеспечение условий для участия коренных малочисленных народов Российской Федерации в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;
сохранение условий для свободного определения гражданами своей национальной (этнической) принадлежности, в том числе при проведении Всероссийской переписи населения.
ж) в сфере обеспечения участия институтов гражданского общества в реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации:
привлечение Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации к выработке управленческих решений, направленных на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации;
использование предусмотренных законодательством Российской Федерации механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
повышение эффективности деятельности общественных советов и иных консультативных органов, созданных при государственных органах и органах местного самоуправления, в укреплении российской гражданской идентичности, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, содействии адаптации иностранных граждан;
обеспечение открытости источников финансирования проектов, направленных на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации, разрабатываемых институтами гражданского общества;
стимулирование проектной деятельности некоммерческих организаций в сфере межнациональных отношений;
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений и профилактике экстремизма, предупреждению конфликтов на национальной и религиозной почве;
поддержка волонтерской (добровольческой) деятельности, направленной на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации;
з) в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации:
привлечение средств массовой информации, а также лидеров общественного мнения к участию в реализации государственной национальной политики, а также стимулирование создания ими проектов в этой области;
государственная поддержка продукции средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
подготовка и размещение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", социальной рекламы, направленной на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации;
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия;
использование возможностей средств массовой информации, а также ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях сохранения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и приобщения к ним молодежи;
создание и продвижение социально значимого интернет-контента в социальных сетях и на видеохостингах, направленного на гармонизацию межнациональных отношений;
противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и электронных коммуникаций;
и) в сфере развития международного сотрудничества:
содействие формированию объективного образа Российской Федерации, отношения к ней как к демократическому федеративному правовому государству, гарантирующему равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
популяризация российской культуры, поддержка распространения русского языка и укрепления его позиций как языка международного общения, одного из официальных языков ООН и ряда других международных организаций, содействие изучению и использованию русского языка в иностранных государствах (прежде всего в государствах - участниках СНГ), сохранению и усилению роли русского языка в межнациональном и межгосударственном общении, в том числе осуществляемом на площадках международных организаций, защите русского языка от дискриминации за рубежом;
содействие консолидации конструктивно настроенных по отношению к Российской Федерации соотечественников за рубежом, в целях развития связей с ними и оказания им поддержки;
обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, содействие сохранению ими российской культурной, языковой идентичности и традиционных российских духовно-нравственных ценностей, связей с исторической Родиной;
развитие сети российских культурных центров за рубежом;
использование механизмов приграничного сотрудничества с конструктивно настроенными иностранными государствами в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации и этнокультурного развития народов, проживающих на этих территориях, создания условий для свободного международного культурного и гуманитарного сотрудничества;
реализация мер, направленных на противодействие любым проявлениям неонацизма, русофобии, современных форм расизма, ксенофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, распространение за рубежом достоверной информации о роли России в мировой истории и формировании справедливого миропорядка, в том числе создании ООН и масштабном содействии деколонизации и становлении государственности народов Африки, Азии и Латинской Америки;
взаимодействие со средствами массовой информации соотечественников за рубежом и их ресурсами в информационно-коммуникационных сетях;
взаимодействие с международными межгосударственными и неправительственными организациями и объединениями по вопросам реализации государственной политики с учетом интересов Российской Федерации в целях обеспечения прав и защиты интересов национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и использования двойных стандартов в толковании гражданских свобод.";
12) пункт 22.1 изложить с следующей редакции:
"22.1. Инструментами реализации государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) законодательство Российской Федерации;
б) документы стратегического планирования, разработанные на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и планы по их реализации;
в) государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
г) мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации;
д) мониторинг правоприменения законодательства Российской Федерации в сфере межнациональных отношений.";
13) пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. Этапы реализации настоящей Стратегии определяются планами мероприятий, разрабатываемыми и утверждаемыми Правительством Российской Федерации на соответствующий период.";
14) пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания:
"Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет иных источников финансирования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.";
15) в пункте 25.1 слова "государственных органов и органов местного самоуправления" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации";
16) в пункте 25.2 слова "государственных органов и органов местного самоуправления" заменить словами "органов публичной власти";
17) пункт 27 изложить в следующей редакции:
"27. В целях обеспечения взаимодействия органов публичной власти, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации, создан Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, который рассматривает концептуальные основы, цели и задачи государственной национальной политики Российской Федерации, осуществляет оценку состояния межнациональных (межэтнических) отношений в субъектах Российской Федерации и результатов достижения целевых показателей реализации настоящей Стратегии, а также обсуждает практику ее реализации и подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по определению основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации.";
18) в пункте 28 после слов "Общественной палаты Российской Федерации," дополнить словами "иных";
19) в пункте 30 слова "государственных органов и органов местного самоуправления" заменить словами "органов публичной власти";
20) пункт 34 изложить в следующей редакции:
"34. Целевыми показателями реализации настоящей Стратегии являются:
а) уровень общероссийской гражданской идентичности (в процентах);
б) доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности (в процентах);
в) доля граждан, отмечающих удовлетворенность в обеспечении их этнокультурных потребностей (в процентах);
г) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений (в процентах);
д) доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам (в процентах).";
21) пункты 36 и 37 изложить в следующей редакции:
"36. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии:
а) обеспечение стабильности межнациональных (межэтнических) отношений, укрепление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и единого культурного пространства страны на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
б) обеспечение условий для сохранения, изучения и гармоничного развития языков и культур народов Российской Федерации;
в) повышение уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, учитывающего системы расселения, многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни, в том числе коренных малочисленных народов Российской Федерации;
г) укрепление у детей и молодежи гражданского самосознания, внедрение в систему образования и воспитания эффективных инструментов формирования общероссийской гражданской идентичности;
д) обеспечение конструктивного приспособления иностранных граждан к новым условиям жизни и общественным отношениям;
е) повышение эффективности системы государственного управления в сфере государственной национальной политики, обеспечение условий для достижения в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области среднероссийских значений целевых показателей реализации настоящей Стратегии;
ж) использование потенциала институтов гражданского общества, механизмов общественного контроля в укреплении межнационального мира и согласия;
з) повышение уровня информированности граждан о принимаемых мерах, проводимой национальной политике, популяризации достижений в сфере межнациональных (межэтнических) отношений;
и) выстраивание конструктивного международного сотрудничества с иностранными государствами, международными межгосударственными и неправительственными организациями, соотечественниками за рубежом, на основе признания русского языка, русской культуры и традиций, языков, культуры и традиций народов России, направленного на противодействие любым проявлениям неонацизма, русофобии, ксенофобии.
37. Реализация настоящей Стратегии способствует сохранению государственной и территориальной целостности Российской Федерации, её внутренней стабильности, гармоничному развитию и процветанию народов Российской Федерации, укреплению единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) как основы самобытного государства-цивилизации.".
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.