Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства"
(подготовлен Минстроем России 16.04.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства" (далее - проект постановления, исчерпывающий перечень соответственно) разработан в соответствии с пунктом 4.1 Дорожной карты исполнения задачи N 4 "Опережающие развитие инфраструктуры", поставленной Президентом в ходе Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 15 декабря 2022 г., утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 5 мая 2023 г. N 4554п-П49; во исполнение части 1 подпункта "п" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 21 июня 2022 г. (от 24 августа 2022 г. N Пр-1483ГС) об обеспечении поэтапного сокращения не менее чем на 30 процентов количества документов, сведений, материалов, согласований, содержащихся в исчерпывающем перечне, а также в рамках инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Новый ритм строительства", предусматривающей сокращение исчерпывающего перечня в 2024 году до 600 позиций.
Исчерпывающий перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490 и вступил в силу 1 марта 2022 г. В настоящее время исчерпывающий перечень предусматривает 607 документов, сведений, материалов, согласований.
За предъявление требований о получении дополнительных документов, не предусмотренных исчерпывающим перечнем, установлена административная ответственность. Контроль за исполнением данного требования осуществляет ФАС России.
В рамках исполнения части 1 подпункта "п" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 21 июня 2022 г. (от 24 августа 2022 г. N Пр-1483ГС) проводится работа по поэтапному сокращению не менее чем на 30 процентов количества документов, сведений, материалов, согласований, содержащихся в утвержденном Правительством Российской Федерации исчерпывающем перечне и необходимых для реализации проектов по строительству объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в исчерпывающий перечень подлежат включению документы, сведения, материалы, согласования, необходимые застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 ГрК РФ мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.
Уточнения, связанные с тем, что в исчерпывающий перечень включаются документы, сведения, материалы, согласования, необходимые именно застройщику, техническому заказчику, внесены в ГрК РФ Федеральным законом от 1 мая 2022 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 124-ФЗ).
Исчерпывающий перечень актуализируется с учетом принятых нормативных правовых актов.
1. Так, принят Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ).
Федеральным законом N 305-ФЗ в целях сокращения инвестиционно-строительного цикла предусмотрено установление Правительством Российской Федерации "единого порядка" на федеральном, региональном и местном уровнях подготовки и утверждения документации по планировке территории, унификация требований к данной процедуре.
В рамках реализации Федерального закона N 305-ФЗ принято постановление Правительства РФ от 2 февраля 2024 г. N 112 "Об утверждении Правил подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятия решения об утверждении документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, а также подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения", которым установлен единый подход к подготовке документации по планировке территории на федеральном, региональном и местном уровнях, что разрешило вопрос разрозненных требований.
В соответствии с изложенным из исчерпывающего перечня исключаются позиции 138-142, 143-153, 165-166, 169-173, 176-179, 182, 183, при этом перечень дополняется позициями 1381, 1421, 1661- 1666, 1861- 1868.
2. Принят Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 576-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", исключающий необходимость получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а также предусматривающий обеспечение Роснедрами подготовки, утверждения и размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" специальных карт (схем) с использованием единой электронной картографической основы, создаваемой в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.
В этой связи пункт 423 исключается, а пункт 481 излагается в следующей редакции: "481. Решение о согласовании строительства объектов капитального строительства, в случае если земельный участок расположен в границах месторождений полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) в границах участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода".
3. Взамен постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. N 233, утверждающего Правила примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановительных железнодорожных путей общего и необщего пользования, принято постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2023 г. N 1699 "Об утверждении Правил примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановительных железнодорожных путей общего пользования и строящихся, новых или восстановительных железнодорожных путей необщего пользования".
В этой связи позиция 521 исчерпывающего перечня исключается, а позиции 517 и 522 излагаются в новой редакции.
Анализ правоприменительной практики подтверждает необходимость принятия проекта постановления.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация предлагаемых проектом постановления решений не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.