Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации "О внесении изменений в Порядок предоставления и объема информации, необходимой для обеспечения реагирования по вызову или сообщению о происшествии по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112"
(подготовлен Минцифры России 17.04.2024 г.)
Эксплуатанты Системы-112 отказывают операторам связи в поддержании функции делегирования оператором присоединенной сети оператору присоединяющей сети передачи в Систему-112 информации о месте нахождения пользовательского (оконечного) оборудования оператора присоединенной сети, с которого были осуществлены вызов или передача сообщения о происшествии по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112", и дополнительной информации об абоненте, мотивируя отсутствием соответствующих прямых указаний в Порядке предоставления и объема информации, необходимой для обеспечения реагирования по вызову или сообщению о происшествии по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112", утвержденном приказом Минцифры России от 9 марта 2022 г. N 180 (далее - Порядок).
Нормативное закрепление возможности делегирования передачи информации о месте нахождения пользовательского оборудования, с которого был осуществлен вызов или передача сообщения о происшествии, и иной дополнительной информации об абоненте (далее - Информация) позволит не только обеспечить прозрачность возможных решений для эксплуатантов Системы-112, но и решить ряд технических и финансовых вопросов.
В соответствии со ст. 52 ФЗ "О связи" от 7 июля 2003 N 126-ФЗ оператор связи обязан предоставить диспетчерам экстренных оперативных служб, операторам Системы-112 информацию о месте нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования), с которого были осуществлены вызов или передача сообщения о происшествии, и иную необходимую для обеспечения реагирования по вызову или сообщению о происшествии информацию.
Согласно Методическим рекомендациям по порядку и правилам построения и функционирования телекоммуникационной подсистемы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденным Минкомсвязи России 10 ноября 2017 г., и системным проектам телекоммуникационной подсистемы Системы-112 операторы связи создают только точку присоединения для подключения технических средств обработки информации о месте нахождения пользовательского (оконечного) оборудования (далее - ТСМН) Системы-112 для целей передачи Информации (п.4.6).
Эксплуатант Системы-112 присоединяется к ТСМН оператора связи (к указанной выше точке) и несет расходы по организации и аренде соответствующего канала (ст. 52 ФЗ "О связи").
На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляют деятельность порядка 9 тыс. операторов связи. Большинство из них в соответствии с действующим законодательством обязано передавать Информацию, но не все располагают технической возможностью обеспечить передачу Информации в автоматическом режиме и требуемый уровень ее криптографической защиты (в части персональных данных). До вступления в силу приказа Минцифры России от 9 марта 2022 г. N 180 эта проблема решалась путем делегирования функции по передаче Информации, что позволяло оперативно обеспечивать деятельность Системы-112 с наибольшим охватом абонентской базы. Тиражирование практики отказов эксплуатантов Системы-112 в поддержании функции делегирования приведет к расторжению уже заключенных договоров между операторами связи и, соответственно, невозможности передачи Информации об абонентах операторов присоединенных сетей. В отсутствие функции делегирования эксплуатанты Системы-112 вынуждены будут присоединиться ко всем операторам связи, что кратно увеличит расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на содержание Системы-112. Следует также отметить, что вопрос передачи Информации имеет высокую социальную значимость, а в отдельных случаях это вопрос сохранения жизни и здоровья граждан (особенно актуально для людей с ограниченными возможностями). Таким образом, в сложившихся условиях нормативное закрепление функции делегирования позволит:
- обеспечить оперативную помощь максимальному количеству гражданам вне зависимости от технической возможности отдельных операторов;
- выполнить операторам связи требования действующего законодательства по передаче Информации в Систему-112;
- оптимизировать расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на получение Информации Системой-112.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.