Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 22.04.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 13 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 года N 3899-р.
Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, связанные с управлением государственным имуществом и осуществлением Госкорпорацией "Роскосмос" (далее - Корпорация) от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества, созданного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета при выполнении государственных контрактов, заключенных Корпорацией, государственных контрактов, по которым Корпорация является правопреемником в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ), а также иного федерального имущества в установленной сфере деятельности на основании решений Правительства Российской Федерации, утверждающих перечни такого имущества.
Корпорация в рамках полномочий и функций, установленных Федеральным законом N 215-ФЗ, от имени Российской Федерации осуществляет в качестве государственного заказчика закупки товаров, работ, услуг, заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в области космической деятельности, в том числе закупает космическую технику.
Космическая техника, созданная (приобретенная) на основании заключенных Корпорацией государственных контрактов, поступает в собственность Российской Федерации в статусе имущества государственной казны Российской Федерации.
После применения по целевому назначению космическая техника снимается с эксплуатации и повторному использованию не подлежит. При этом космическая техника, снятая с эксплуатации, по-прежнему является имуществом государственной казны Российской Федерации, распоряжение которым от имени Российской Федерации осуществляет Корпорация.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" космическая техника, снятая с эксплуатации, может быть передана в установленном порядке учреждениям, организациям, основная деятельность которых направлена на использование результатов космической деятельности в целях образования, науки и культуры.
Порядок осуществления Корпорацией от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества, созданного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета при выполнении государственных контрактов, заключенных Корпорацией, государственных контрактов, по которым Корпорация является правопреемником, установлен Положением об осуществлении Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" от имени Российской Федерации прав собственника в отношении имущества казны Российской Федерации в установленной сфере деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 N 837 (далее - Положение).
Вместе с этим в соответствии с пунктом 2 Положения Корпорация уполномочена от имени Российской Федерации заключать в отношении федерального имущества лишь договоры, не предполагающие отчуждения федерального имущества или возможность его отчуждения прямо либо косвенно.
В отношении отработавшей космической техники, снятой с эксплуатации и не планируемой к дальнейшему использованию по назначению (спускаемые аппараты транспортных пилотируемых кораблей серии "Союз", скафандры, кресла, ложементы, индивидуальное оснащение экипажей космических кораблей и проч.), имеется значительная заинтересованность третьих лиц в части ее приобретения для целей экспонирования в качестве образцов ракетно-космической техники в целях сохранения научно-технического и технологического наследия отечественной ракетно-космической промышленности. При этом для целей экспонирования такой техники требуется, как правило, ее доработка и доведение до экспонируемого уровня.
Для возможности доработки снятой с эксплуатации космической техники за счет собственных средств Корпорации и последующей ее передачи Корпорацией заинтересованным организациям для использования в целях образования, науки и культуры законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон N 215-ФЗ, предусматривающие передачу космической техники, снятой с эксплуатации, Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом N 215-ФЗ, деятельность Корпорации направлена на создание условий и механизмов управления организациями Корпорации.
Корпорация является собственником акций акционерных обществ, а также долей общества с ограниченной ответственностью. Также Корпорация осуществляет права акционера от имени Российской Федерации в отношении акций, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
В целях осуществления прав акционера, в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 215-ФЗ, к полномочиям правления Корпорации отнесено определение позиций акционера - Корпорации и акционера - Российской Федерации в лице Корпорации по вопросам деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Корпорации либо в федеральной собственности и подлежат передаче Корпорации в установленном порядке.
При этом определение позиций участника - Корпорации (в том числе от имени Российской Федерации) в отношении обществ с ограниченной ответственностью, доли в уставном капитале которых находятся в собственности Корпорации либо федеральной собственности, к полномочиям правления Корпорации Федеральным законом N 215-ФЗ не отнесено.
В настоящее время в собственности Корпорации находится 100% долей одного общества с ограниченной ответственностью. Позиция участника - Корпорации формируется в соответствии с установленным в Корпорации порядком и утверждается генеральным директором Корпорации, либо уполномоченным им лицом. В ближайшее время количество обществ с ограниченной ответственностью, доли в уставном капитале которых будут переданы в собственность Корпорации, планируется увеличить. При этом общества с ограниченной ответственностью, в состав участников которых планирует войти Корпорация имеют большое инфраструктурное значение для Корпорации и ее организаций.
Учитывая изложенное, а также целесообразность создания унифицированных условий и механизмов управления организациями Корпорации законопроектом предлагается дополнить статью 28 Федерального закона N 215-ФЗ полномочиями правления Корпорации по определению позиции участника обществ с ограниченной ответственностью, доли в уставном капитале которых находятся в собственности Корпорации либо федеральной собственности, в случаях, когда Корпорация осуществляет права участника от имени Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценка соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые законопроектом решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Первый заместитель |
А.Ф. Ельчанинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.