Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N 420"
(подготовлен ФСИН России 25.04.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N 420" (далее - проект Постановления) подготовлен в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594, и направлен на исполнение указания Президента Российской Федерации от 6 августа 2023 г. N Пр-1542 в части продления срока реализации федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2030 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 N 420 (далее - Программа), до 2035 года с включением в нее ряда новых объектов капитального строительства учреждений уголовно-исполнительной системы с увеличением соответствующих объемов финансирования и данного в этой связи поручения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2023 г. N 7119-П4-ДГ, приведение объемов финансирования Программы в 2024 году в соответствие с параметрами сводной бюджетной росписи федерального бюджета по состоянию на 1 февраля 2024 г., а также объемов финансирования объектов капитального строительства Программы в соответствие с нормами проектирования, в том числе для оплаты проведения государственной экспертизы, разработанной проектной документации, приведения общего (предельного) объема бюджетных инвестиций по объектам Программы в соответствие с полученными положительными заключениями ФАУ "Главгосэкспертиза России" и уточненными заданиями на проектирование, уточнение сроков реализации объектов капитального строительства Программы и перераспределение объемов их финансирования по годам реализации.
Указанные предложения по внесению изменений в Программу предусматривают следующее:
1. Приведение объемов бюджетных ассигнований в 2024 году в соответствие с параметрами сводной бюджетной росписи федерального бюджета по состоянию на 1 февраля 2024 г. - 2 416 846,2 тыс. рублей, при этом объем финансирования Программы (приложение N 7) в 2024 году - 2 200 000,0 тыс. рублей указан без учета бюджетных ассигнований в объеме 216 846,2 тыс. рублей по направлению "капитальные вложения", восстановленных в соответствии с Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов к оплате в 2023 году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2024 года бюджетных ассигнований на указанные цели.
2. Включение в мероприятия Программы в соответствие с Генеральной схемой размещения учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2023 г. N 3591-р, 29 объектов капитального строительства (учреждений объединенного типа), а именно:
"Строительство учреждения объединенного типа на 2000 мест в Костромской области";
"Строительство учреждения объединенного типа на 4000 мест в Ярославской области";
"Строительство учреждения объединенного типа на 2000 мест в Республике Карелия";
"Строительство учреждения объединенного типа на 1500 мест в Республике Коми";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Архангельской области";
"Строительство учреждения объединенного типа на 4000 мест в Донецкой Народной Республике";
"Строительство учреждения объединенного типа на 2000 мест в Республике Адыгея";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Луганской Народной Республике";
"Строительство учреждения объединенного типа на 5500 мест в Краснодарском крае";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Астраханской области";
"Строительство учреждения объединенного типа на 1500 мест в Запорожской области";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3500 мест в Ростовской области";
"Строительство учреждения объединенного типа на 2500 мест в Херсонской области";
"Строительство учреждения объединенного типа на 1500 мест в Кабардино-Балкарской Республике";
"Строительство учреждения объединенного типа на 5500 мест в Ставропольском крае";
"Строительство учреждения объединенного типа на 2000 мест в Республике Марий Эл";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Республике Мордовия";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Саратовской области";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Курганской области";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Тюменской области";
"Строительство учреждения объединенного типа на 1800 мест в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
"Строительство учреждения объединенного типа на 1500 мест в Республике Алтай";
"Строительство учреждения объединенного типа на 1800 мест в Республике Тыва";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3500 мест в Красноярском крае";
"Строительство учреждения объединенного типа на 5500 мест в Иркутской области";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Кемеровской области - Кузбассе";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Республике Бурятия";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Забайкальском крае";
"Строительство учреждения объединенного типа на 1500 мест в Республике Саха (Якутия)".
Ориентировочная стоимость указанных объектов определена на основании данных объектов-аналогов "Строительство следственного изолятора на 1000 мест УФСИН России по Республике Татарстан, г. Казань" положительное заключение государственной экспертизы N 16-1-1-3-086444-2021, "Строительство следственного изолятора на 1500 мест УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, г. Симферополь", положительные заключения государственной экспертизы N 91-1-1-3-086461-2021, N 91-1-1-3-085008-2021, укрупненных нормативов цены строительства (НЦС) Минстроя России.
Кроме того сообщаем, что проверкой инвестиционных проектов, предусматривающих в рамках федеральной адресной инвестиционной программы строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета, на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, проведенной в соответствии с Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2023 г. N 399, установлено, что инвестиционные проекты по строительству 14 учреждений объединенного типа в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Республиках Адыгея, Алтай и Якутия, Краснодарском, Красноярском и Ставропольском краях, Архангельской, Курганской, Костромской, Тюменской, Херсонской, и Ярославской областях (далее - Объекты) по причине отсутствия земельных участков для их строительства признаны низкоэффективными.
При этом учитывая продолжающуюся работу по подбору земельных участков, а также, то что Объекты включаются в программные мероприятия в соответствии с Генеральной схемой размещения учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2023 г. N 3591-р в рамках исполнения указания Президента Российской Федерации от 6 августа 2023 г. N Пр-1542, считаем включение Объектов в Программу обоснованным.
Также сообщаем, что проектирование и строительство Объектов планируется после 2028 года и в случае отсутствия земельного участка на момент начала проектирования, строительство такого объекта будет перенесено на последующие годы, а бюджетные ассигнования перераспределены между объектами.
3. Исключение из мероприятий Программы 8 объектов капитального строительства, по которым проектно-изыскательские, строительно-монтажные работы и их оплата не осуществлялись (исключение указанных объектов капитального строительства не приведет к росту объемов незавершенного строительства), а именно:
"Строительство блочно-модульной котельной с инженерными сетями ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Рязанской области, г. Ряжск, Рязанская область" - в связи с отсутствием необходимости в строительстве объекта по причине подключения учреждения к централизованным сетям теплоснабжения. Бюджетные ассигнования в объеме 1417,2 тыс. рублей возвращены в доход федерального бюджета;
"Строительство шлюза для пропуска транспортных средств ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Рязанской области, г. Ряжск, Рязанская область" - в связи с отсутствием необходимости в строительстве объекта по причине того, что действующий шлюз для пропуска транспортных средств приведен в соответствие действующим нормам. Бюджетные ассигнования в объеме 729,3 тыс. рублей возвращены в доход федерального бюджета;
"Строительство режимного корпуса на 300 мест ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, г. Архангельск" - в связи с включением в мероприятия Программы строительства учреждения объединенного типа в Архангельской области. Бюджетные ассигнования в объеме 939,5 тыс. рублей возвращены в доход федерального бюджета в 2021 году, 14 132,1 тыс. рублей перераспределены в резервный фонд Правительства Российской Федерации в 2022 году;
"Строительство очистных сооружений ФКУ КП-4 УФСИН России по Рязанской области, г. Скопин, пос. Комсомольский, Рязанская область" - в связи с ликвидацией учреждения. Бюджетные ассигнования в объеме 2 179,3 тыс. рублей возвращены в доход федерального бюджета;
"Реконструкция туберкулезного легочно-хирургического отделения режимного корпуса N 2 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю, г. Краснодар" - в связи с отсутствием земельного участка под застройку. Бюджетные ассигнования в объеме 1400,0 тыс. рублей возвращены в доход федерального бюджета;
"Строительство санпропускника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва, г. Кызыл" - в связи с отсутствием необходимости в строительстве объекта по причине оборудования санпропускника в существующем здании. Бюджетные ассигнования в объеме 2 686,4 тыс. рублей возвращены в доход федерального бюджета;
"Строительство овощехранилища, складов, гаража на 9 машин ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, г. Минусинск, Красноярский край" - в связи с со снижением лимита наполнения учреждения отсутствует необходимость в строительстве объекта. Бюджетные ассигнования 6 378,0 тыс. рублей возвращены в доход федерального бюджета;
"Строительство очистных сооружений ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), г. Якутск" - в связи с со снижением лимита наполнения учреждения отсутствует необходимость в строительстве объекта. Бюджетные ассигнования в объеме 3 629,5 тыс. рублей возвращены в доход федерального бюджета.
Кроме того, предлагается исключить из мероприятий Программы 2 объекта по которым осуществлено авансирование и оплата выполненных работ:
"Следственный изолятор на 528 мест (г. Мурманск), строительство режимного корпуса на 200 мест" - в связи с со снижением лимита наполнения учреждения отсутствует необходимость в строительстве объекта. За счет средств, предусмотренных на реализацию Программы в 2018 году произведена оплата работ за достоверность определения сметной стоимости объекта - 24,0 тыс. рублей;
"Строительство общежития на 200 мест ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, г. Минусинск, Красноярский край" - в связи с со снижением лимита наполнения учреждения отсутствует необходимость в строительстве объекта. Бюджетные ассигнования в объеме 6 052,0 тыс. рублей возвращены в доход федерального бюджета. По дебиторской задолженности (1 247,0 тыс. рублей) с целью их взыскания с генеральной подрядной организации в отношении ее проводится претензионно-исковая работа.
4. В целях приведения мощностных характеристик по объектам Программы в соответствие с нормативно-технической документацией (Свод правил СП 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" и Свод правил СП 247.1325800.2016 "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования"), объемов финансирования по объектам Программы в соответствие с нормами проектирования, в том числе для оплаты проведения государственной экспертизы разработанной проектной документации, приведение общего (предельного) объема бюджетных инвестиций по объектам Программы в соответствие с полученными положительными заключениями ФАУ "Главгосэкспертиза России" и уточненными заданиями на проектирование предлагается:
4.1. Уточнить мощностные характеристики по 4 объектам капитального строительства Программы на основании полученных положительных заключений ФАУ "Главгосэкспертиза России", а именно:
"Строительство режимного корпуса на 100 мест ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра" - изменена мощность с 2773,1 кв. метров до 2742,69 кв. метров;
"Строительство медицинской части ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области, пос. Раисино, Новосибирская область" - изменена мощность с 1022,22 кв. метров до 2225,42 кв. метров;
"Реконструкция инженерных сетей ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, г. Елизово, Камчатский край" - изменена мощность с 6237 пог. метров на 439,34 кВт;
"Реконструкция инженерных сетей ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, г. Петропавловск-Камчатский" - изменена мощность с 3221 пог. метров до 1275 пог. метров.
4.2. Уточнить мощностные характеристики по 2 объектам капитального строительства Программы на основании уточненных заданий на проектирование:
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Калужской области (1-й этап)" - изменена мощность с 68492,4 кв. метров до 80485,6 кв. метров;
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Калужской области (2-й этап)" - Изменена мощность с 65033,4 кв. метров до 53040,2 кв. метров.
4.3. Уточнить объемы финансирования на выполнение строительства (реконструкции) 6 объектов капитального строительства, в соответствии с полученными положительными заключениями ФАУ "Главгосэкспертиза России" и условиями заключенных государственных контрактов, а именно:
"Строительство режимного корпуса на 100 мест ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра";
"Реконструкция контрольно-пропускного пункта с устройством комнат длительного свидания ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области, пос. Мелехово, Владимирская область";
"Строительство медицинской части ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области, пос. Раисино, Новосибирская область";
"Реконструкция инженерных сетей ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, г. Елизово, Камчатский край";
"Реконструкция инженерных сетей ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, г. Петропавловск-Камчатский";
"Строительство очистных сооружений ФКУ ЛИУ-17 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, г. Сургут".
4.4. Уточнить объемы финансирования на выполнение строительства (реконструкции) 11 объектов капитального строительства, в соответствии с уточненными заданиями на проектирование, а именно:
"Реконструкция СИЗО-3 УФСИН России по Волгоградской области, г. Фролово, Волгоградская область (2-й этап строительства)";
"Следственный изолятор УФСИН России по Ставропольскому краю, г. Невинномысск Ставропольского края";
"Строительство блочно-модульной котельной ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области, г. Россошь, Воронежская область";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Калужской области (1-й этап)";
"Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Калужской области (2-й этап)";
"Строительство лечебных корпусов (туберкулезное, инфекционное, дерматовенерологическое отделения) ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия, пос. Барашево, Республика Мордовия";
"Строительство многопрофильной соматической больницы ФКУ ИК-4 УФСИН России по Оренбургской области, г. Оренбург";
"Реконструкция инженерно-технических средств охраны и надзора ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, г. Минусинск, Красноярский край";
"Строительство режимного корпуса ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, г. Минусинск, Красноярский край";
"Строительство кухни со столовой ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, г. Минусинск, Красноярский край";
"Реконструкция общежития дома ребенка со строительством перехода ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю, г. Красноярск".
5. В связи с неисполнением генеральными подрядными организациями условий заключенных государственных контрактов осуществлен возврат финансовых средств в доход федерального бюджета без возможности восстановления. В целях недопущения роста дебиторской задолженности и соответственно объемов незавершенного строительства, учитывая значительное влияние указанных объектов капитального строительства на условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в целях завершения работ в полном объеме предлагается предусмотреть финансирование на выполнение проектных и изыскательских работ, а также строительство (реконструкцию) по 4 объектам капитального строительства Программы:
"Строительство складов и овощехранилища ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, г. Канск, Красноярский край";
"Строительство лечебно-профилактического учреждения УФСИН России по Вологодской области, г. Вологда";
"Строительство здания штрафного изолятора с помещениями камерного типа ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, пос. Славяновка, Калининградская область" кроме того предусмотреть бюджетные ассигнования в объеме 1 258,1 тыс. рублей на оплату выполненных проектных и изыскательских работ;
"Строительство лечебного корпуса ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по Новосибирской области, с. Раздольное, Новосибирская область";
"Строительство очистных сооружений ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю, мкр. Старт, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край".
6. Уточнить сроки проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, а также осуществить перераспределение объемов финансирования между годами реализации по 5 объектам капитального строительства, а именно:
"Строительство следственного изолятора на 1000 мест УФСИН России по Республике Татарстан, г. Казань" - перераспределены объемы финансирования между годами реализации в пределах объема финансирования объекта, перенесены сроки завершения строительства с 2026 года на 2025 год;
"Следственный изолятор N 1 на 656 мест (г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), строительство блочно-модульной котельной" - перенесен срок начала строительства с 2024 года на 2026 год и срок завершения строительства с 2025 года на 2027 год;
"Строительство здания для проведения длительных и краткосрочных свиданий ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области, г. Калининград" - перераспределены объемы финансирования между годами реализации, перенесен срок завершения строительства с 2027 года на 2028 год;
"Строительство здания штрафного изолятора с помещениями камерного типа ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области, г. Калининград" - перераспределены объемы финансирования между годами реализации, перенесен срок начала строительства с 2027 года на 2028 год и срок завершения строительства с 2028 года на 2029 год;
"Строительство здания для проведения длительных и краткосрочных свиданий ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, пос. Славяновка, Калининградская область" - перераспределены объемы финансирования между годами реализации, перенесены сроки завершения строительства с 2027 года на 2028 год.
В связи с указанными изменениями общий объем финансирования программных мероприятий увеличен на 1 008 645 885,8 тыс. рублей (с 105 026 102,0 тыс. рублей до 1 113 671 987,8 тыс. рублей).
При этом 2023 год - уменьшен (с 2 406 902,0 тыс. рублей до 2 287 090,7тыс. рублей) из-за перераспределения бюджетных ассигнований 2023 года в объеме 119 811,3 тыс. рублей в резервный фонд Правительства Российской Федерации.
Также уточнены целевые показатели эффективности мероприятий Программы.
Динамика значений целевых показателей "Количество следственных изоляторов, в которых условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, соответствуют законодательству Российской Федерации и международным стандартам" (далее - Показатель 1), "Количество исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, в которых условия отбывания наказания осужденных, соответствуют законодательству Российской Федерации" (далее - Показатель 2) рассчитана исходя количества объектов капитального строительства, включенных в Программу, и соответствует планируемым срокам их ввода в эксплуатацию.
Отсутствие динамики Показателя 1 в 2031 - 2035 годах и Показателя 2 в 2032 году связано с отсутствием объектов капитального строительства, предусмотренных к вводу в эксплуатацию в указанные годы.
Рост целевого показателя "Численность осужденных к лишению свободы, привлеченных к оплачиваемому труду, по отношению к численности осужденных, подлежащих привлечению к труду" в 2024 - 2035 годах планируется с учетом ликвидации исправительных учреждений, гуманизацией уголовного законодательства Российской Федерации, широким распространением в последние годы института уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (принудительных работ), значительного снижения количества осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы и, соответственно, численности осужденных, подлежащих привлечению к труду.
Социально-экономическое обоснование не представляется, так как Программа носит ярко выраженный социальный характер и реализация программных мероприятий окажет влияние на различные стороны жизнедеятельности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, функционирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, общества и государства, а капитальные вложения, направляемые в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных в целях приведения условий их содержания в соответствие с законодательством Российской Федерации не дают прямого экономического эффекта.
Эксплуатационные расходы на содержание объектов капитального строительства после их ввода в эксплуатацию будут осуществлены в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уголовно-исполнительной системе в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Программа относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Юстиция".
Проект Постановления оказывает непосредственное влияние на достижение цели "Развитие инфраструктуры уголовно-исполнительной системы Российской Федерации - доведение количества следственных изоляторов с условиями содержания в них, соответствующими законодательству Российской Федерации и международным стандартам, до 87,9%, исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений с условиями отбывания в них, соответствующими законодательству Российской Федерации, до 80,1%" государственной программы Российской Федерации "Юстиция".
Проект Постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте Постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценки соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.