Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
(подготовлен Минтрудом России 26.04.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - законопроект) разработан с целью увеличения размера пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - женщина, уволенная в связи с ликвидацией (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами).
Пособие по беременности и родам указанной категории граждан установлено в размере 300 рублей Федеральным законом от 28 декабря 2001 года N 181-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и ежегодно индексируется на уровень инфляции. На сегодняшний день женщины, уволенные в связи с ликвидацией (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в случае их увольнения в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, получают пособие по беременности и родам в размере 922 руб. 65 коп.
При этом стоит отметить, что размер пособия по беременности и родам до 2001 года устанавливался в зависимости от минимального размера оплаты труда, который на тот период составлял 300 руб.
С 1 февраля 2024 г. минимальный размер оплаты труда составляет 19242 руб.
Таким образом уровень пособия по беременности и родам в установленном на 2024 год размере не соответствует текущей экономической ситуации в стране.
Женщина, уволенная в связи с ликвидацией (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), ранее осуществлявшая трудовую деятельность и подлежащая обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, оказывается в социально незащищенном положении и теряет право на получение пособия по беременности и родам на прежних основаниях (как работающая) по независящим от нее обстоятельствам.
Поддержка семей является неотъемлемой составной частью многих национальных и федеральных проектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 г. "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и установлен целевой показатель "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года".
Для решения указанной задачи Правительством Российской Федерации на системной основе вводятся и реализуются адресные меры социальной поддержки, направленные на снижение уровня бедности, в особенности среди семей с детьми, являющихся наиболее многочисленной категорией малоимущих граждан (80,0% от общего числа малоимущих домашних хозяйств согласно предварительным данным Росстата за 2022 г.).
Подготовлена и утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023-2030 годы, одним из направлений которой является "Профилактика социального неблагополучия женщин".
Для реализации этого направления предполагается решение таких задач, как развитие системы профилактики социального неблагополучия женщин; расширение механизмов поддержки женщин, оказавшихся в ситуации социального неблагополучия, и выхода из нее; совершенствование мер поддержки женщин в преодолении бытовых, экономических и психологических трудностей.
В целях реализации политики государства, направленной на поддержку материнства, стимулирования рождаемости и создание благоприятных условий для семей с детьми законопроектом предлагается с 1 января 2025 года увеличить размер пособия по беременности и родам женщинам, уволенным с связи с ликвидацией (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в случае их увольнения в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, до уровня минимального размера оплаты труда.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Увеличение размера указанного пособия потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Вместе с тем, в связи с крайне малой численностью его получателей, финансирование расходов возможно осуществить за счет экономии средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Законопроект направлен на защиту материнства, гарантируемой Конституцией Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Законопроект не относится к актам, указанным в пункте 5 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 17 января 2023 г. N ДГ-П36-2пр, в связи с чем представление листа самопроверки на соответствие принципам и стандартам клиентоцентричности не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.