Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1526"
(подготовлен Минцифры России 27.04.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1526" (далее - проект постановления) разработан Минцифры России в соответствии с пунктом 5.1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418.
Целью проекта постановления является дополнение перечня информации, подлежащей хранению организаторами распространения информации в сети "Интернет" (далее - ОРИ) в соответствии с Правилами хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях и предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1526 (далее - Правила-1526), сведениями об используемых пользователями протоколах транспортного уровня.
Проектом постановления предусматривается внесение в Правила-1526 изменений в части дополнения видов информации, подлежащих хранению и передаче ОРИ в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сведениями о сетевых адресах и портах пользователя, сетевых адресах и портах коммуникационного интернет-сервиса, с использованием которых осуществляются регистрация пользователей, а также прием, передача и обработка электронных сообщений таких пользователей.
Проект подготовлен по результатам анализа правоприменительной практики.
В соответствии с действующей редакцией Правил-1526 хранению и передаче органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, подлежат сведения о сетевых адресах и точном времени действий пользователей.
Вместе с тем в настоящее время особую актуальность приобрела проблема установления принадлежности IP-адресов, выделенных абонентам российскими операторами связи по технологии трансляции сетевых адресов (NAT), и IP-адресов, выделенных пользователям услуг виртуальных серверов (VDS/VPS), виртуальных частных сетей (VPN) и прокси-серверов, с которых осуществляется отправка, обработка и/или публикация противоправного контента, а также администрирование используемых в преступных целях идентификаторов пользователей в коммуникационных интернет-сервисах.
При направлении операторам связи, провайдерам хостинга VDS/VPS, компаниям, предоставляющим услуги VPN и прокси-серверов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запросов о принадлежности IP-адресов основным техническим требованием является указание IP-адреса и порта пользователя (адреса транспортного уровня), IP-адреса и порта сервера коммуникационного интернет-сервиса, к которому подключался пользователь, а также точного времени подключения.
При этом ОРИ используют различные механизмы оптимизации нагрузки, перенаправления запросов пользователей и защиты от DDoS-атак, что приводит к невозможности установления IP-адреса сервера. Порты пользователей также не протоколируются.
Отсутствие у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, расширенных сведений об IP-адресах и портах пользователя, IP-адресах и портах сервера коммуникационного интернет-сервиса приводит к невозможности установления конкретного абонента оператора связи, клиента провайдера хостинга VDS/VPS, компании, предоставляющей услуги VPN, которым выделялись IP-адреса при размещении и/или отправке противоправного контента.
Внесение указанных изменений позволит значительно повысить эффективность деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений, а также даст возможность ОРИ реализовывать эффективные механизмы предотвращения фактов неправомерного доступа к идентификаторам пользователей в коммуникационных интернет-сервисах.
Отмечаем, что стандартный функционал наиболее распространенного в настоящее время программного обеспечения для функционирования веб-серверов уже предусматривает протоколирование сведений о сетевых адресах и портах клиента и сервера.
В этой связи реализация проектируемого регулирования дополнительных расходов не потребует.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не повлечет необходимости принятия иных нормативных правовых актов, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных нарушениях при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принимая во внимание, что проектом постановления регулируются отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере оперативно-разыскной деятельности, в соответствии с подпунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях" срок вступления проекта постановления в силу с 1 марта (1 сентября) соответствующего года (статья 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ) не устанавливается.
В соответствии с частью 6 статьи 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и на основании Правил контроля за деятельностью ОРИ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2015 N 327, государственный контроль (надзор) по обязательным требованиям, включенным в проект постановления, осуществляется Роскомнадзором.
Проект постановления подлежит оценке регулирующего воздействия в связи с наличием предмета оценки в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.