Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил осуществления Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в установленной сфере деятельности от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества, созданного (приобретенного) по государственным контрактам, государственным заказчиком от имени Российской Федерации по которым она является либо государственным заказчиком от имени Российской Федерации по которым было определено Министерство Российской Федерации по атомной энергии или Федеральное агентство по атомной энергии"
(подготовлен Госкорпорацией "Росатом" 29.04.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил осуществления Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в установленной сфере деятельности от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества, созданного (приобретенного) по государственным контрактам, государственным заказчиком от имени Российской Федерации по которым она является либо государственным заказчиком от имени Российской Федерации по которым было определено Министерство Российской Федерации по атомной энергии или Федеральное агентство по атомной энергии" (далее - проект постановления) подготовлен Госкорпорацией "Росатом" в соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в редакции проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", N 594961-8 (далее - законопроект N 594961-8), внесенного 5 апреля 2024 г. Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации), которой предусмотрено, что Госкорпорация "Росатом" (далее - Корпорация) наделяется полномочиями по осуществлению в установленной сфере деятельности от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества, созданного (приобретенного) по государственным контрактам, по которым государственным заказчиком от имени Российской Федерации является Корпорация либо государственным заказчиком от имени Российской Федерации по которым было определено Министерство Российской Федерации по атомной энергии или Федеральное агентство по атомной энергии. Порядок осуществления от имени Российской Федерации прав собственника такого имущества утверждается Правительством Российской Федерации и должен содержать перечень полномочий Корпорации по осуществлению прав собственника указанного федерального имущества, а также положения о порядке реализации каждого полномочия.
Проект постановления направляется на согласование с учетом положений законопроекта N 594961-8 в соответствии с пунктом 91 1 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, материалами (перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона) прилагаемыми к законопроекту, определено, что Госкорпорации "Росатом" совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо в 2-месячный срок со дня принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении подготовить проект постановления.
Текст законопроекта N 594961-8 и копии сопроводительных материалов к нему прилагаются.
Проектом постановления предусматривается утверждение Правил осуществления Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в установленной сфере деятельности от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества, созданного (приобретенного) по государственным контрактам, государственным заказчиком от имени Российской Федерации по которым она является либо государственным заказчиком от имени Российской Федерации по которым было определено Министерство Российской Федерации по атомной энергии или Федеральное агентство по атомной энергии (далее - Правила), содержащих перечень прав собственника федерального имущества, которыми наделяется Корпорация в установленной сфере деятельности, и предусматривающих порядок их осуществления.
С учетом положений части 72 статьи 6 и статьи 81 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", соответственно наделяющей Корпорацию функциями учредителя и полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника имущества в отношении федерального государственного бюджетного учреждения, создаваемого в целях организации плавания судов в акватории Северного морского пути решением Правительства Российской Федерации (далее - подведомственное учреждение), и определяющей полномочия Госкорпорации "Росатом" по осуществлению прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Госкорпорации "Росатом" (далее - подведомственные предприятия), пунктом 2 проекта постановления предполагается установить, что действие постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" не распространяется на подведомственное учреждение и подведомственные предприятия Корпорации. Данная норма спроектирована по предложению Росимущества в целях исключения неоднозначного толкования норм Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного указанным постановлением, так как Госкорпорация "Росатом" не является федеральным органом исполнительной власти. Аналогичное положение в отношении организаций Госкорпорации "Роскосмос" содержит постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 824 "О мерах по созданию Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". При этом согласно установленным Госкорпорацией "Росатом" правилам решения о списании федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за предприятиями, подведомственными Корпорации, на праве хозяйственного ведения, принимаются указанными предприятиями по согласованию с Госкорпорацией "Росатом" (аналогично правилам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834). Порядок обращения с федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за подведомственным учреждением, определен Положением об осуществлении Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" от имени Российской Федерации функций учредителя и прав собственника имущества в отношении федерального государственного бюджетного учреждения, создаваемого в целях организации плавания судов в акватории Северного морского пути, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2022 г. N 1318.
В пункте 1 проекта Правил установлено, что права собственника федерального имущества, созданного (приобретенного) по государственным контрактам, государственным заказчиком от имени Российской Федерации по которым она является либо государственным заказчиком от имени Российской Федерации по которым было определено Министерство Российской Федерации по атомной энергии или Федеральное агентство по атомной энергии (далее - федеральное имущество) осуществляются Корпорацией только в отношении федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.
Пунктом 2 проекта Правил устанавливаются следующие полномочия Корпорации по осуществлению прав собственника федерального имущества:
принятие решения о закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, в отношении которых она осуществляет полномочия собственника имущества, или на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением, создаваемым в целях организации плавания судов в акватории Северного морского пути;
передача в соответствии со статьей 171 Федерального закона "О защите конкуренции" федерального имущества в безвозмездное пользование;
передача движимого федерального имущества на хранение;
принятие решения о списании федерального имущества в случае признания его непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, а также в случае выбытия федерального имущества из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения (далее - принятие решения о списании).
Пунктом 3 Правил определено, что права собственника в отношении федерального имущества, указанные в пункте 2 Правил, реализуются Корпорацией после осуществления учета федерального имущества в соответствии с Положением об учете и ведении реестра федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
Проектом Правил не предусматривается передача Корпорацией федерального имущества в возмездное пользование (аренду), поскольку отсутствует целесообразность такой передачи, а также не определен механизм перечисления Корпорацией в федеральный бюджет средств, получаемых от сдачи указанного имущества в аренду.
Пунктами 4-16 проекта Правил предусматриваются положения о порядке реализации Корпорацией каждого предусмотренного права собственника федерального имущества.
Для реализации права собственника по принятию решения о списании федерального имущества в случае признания его непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств проектом Правил предполагается создание постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества. Такая комиссия создается приказом Госкорпорации "Росатом". Аналогичный подход при принятии решения о списании федерального имущества применен также в Положении об особенностях списания федерального имущества, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834.
Принятие проекта постановления позволит организациям Корпорации использовать федеральное имущество, созданное в результате выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам, заключенным Корпорацией от имени Российской Федерации, эффективно и неоднократно. Одновременно проект постановления позволит Корпорации обеспечивать принятие своевременных решений о списании федерального имущества в случаях, предлагаемых к установлению Правилами.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Правоприменительная практика решений Правительства Российской Федерации по указанному вопросу отсутствует.
Проект постановления не подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии пунктом 601 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, ввиду отсутствия предмета указанной оценки.
Принятие представленного проекта постановления отвечает целям и задачам Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.
Предлагаемое проектом постановления решение положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 506-12.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления не предполагает расходов из федерального бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Реализация проекта постановления не повлечет изменение объёма полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов или сокращения их доходной части.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.