Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496"
(подготовлен Минфином России 03.05.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496" (далее - проект постановления) разработан в целях реализации пунктов 3 - 5 дорожной карты по мерам повышения эффективности и результативности управления расходами федерального бюджета, утвержденной протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов от 28 февраля 2024 г. N 4пр (далее - дорожная карта).
Проект постановления предусматривает оптимизацию случаев увеличения в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на исполнение заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых осуществлялось в отчетном финансовом году в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, подлежавших оплате в отчетном финансовом году, источником финансового обеспечения которых являлись указанные субсидии (далее - автоматический перенос остатков).
Так, автоматический перенос остатков предлагается применять бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение обязательств, принятых получателями средств федерального бюджета в целях реализации государственного оборонного заказа, а также исполнения международных обязательств Российской Федерации.
При этом источником финансового обеспечения для завершения расчетов по иным принятым, но не исполненным в отчетном финансовом году бюджетным обязательствам могут быть средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, выделяемые в соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1846 "Об утверждении Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации" без решения Председателя Правительства Российской Федерации (далее - упрощенная процедура).
Проектом постановления предлагается установить возможность главным распорядителям средств федерального бюджета в срок до 15 декабря текущего финансового года направлять бюджетные ассигнования в резервный фонд Правительства Российской Федерации в том числе при наличии принятых их подведомственными получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств.
При этом источником финансово обеспечения исполнения таких обязательств в очередном финансовом году также могут быть средства, выделяемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации по упрощенной процедуре.
Указанная норма должна повысить эффективность управления расходами федерального бюджета в конце текущего финансового года путем высвобождения на основании прогнозов главных распорядителей средств федерального бюджета неиспользуемых бюджетных ассигнований и их перераспределения через резервный фонд Правительства Российской Федерации для осуществления оперативных расходов.
В целях реализации пункта 5 вышеуказанной дорожной карты проектом постановления предлагается закрепить за Министерством финансов Российской Федерации полномочие по определению общих требований к регламенту реализации полномочий получателя средств федерального бюджета по управлению дебиторской задолженностью, образовавшейся в ходе исполнения федерального бюджета, и реализации мер по недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, а также регламенту мер реагирования на риски, выявленные в ходе осуществления мониторинга дебиторской задолженности.
Проектом постановления также предлагается:
уточнить требование к процедуре утверждения лимитов бюджетных обязательств в целях софинансирования капитальных вложений из федерального бюджета, предусмотрев возможность их утверждения до момента детализации укрупненных мероприятий, предусмотренных нормативных актом (решением) об осуществлении (софинансировании) капитальных вложений, в случае когда такая детализация осуществляется в силу Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила N 999), при заключении соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
уточнить перечень случаев, когда для перераспределения бюджетных ассигнований на осуществление (софинансирование) капитальных вложений может использоваться заявка, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. N 2050 "Об утверждении Правил принятия решений об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств, а также информации об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества";
привести в соответствие нормы Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, нормам Правил N 999 в части исключения требования о формировании графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства при предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в которые предоставляются такие субсидии;
установить требование о направлении в резервный фонд Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета субсидий государственным учреждениям (за исключением субсидий, предоставляемых на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), субсидий юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, субсидий индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренные сводной бюджетной росписью федерального бюджета в результате внесения в нее изменений без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете - в случае отсутствия утвержденного не позднее 20 рабочих дней решения о предоставлении субсидии (45 рабочих дней нормативного правового акта, устанавливающего правила предоставления указанных субсидий) после дня внесения указанных изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко от 26 апреля 2024 г. N ДЧ-П8-12869 предлагается утвердить механизм перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление из федерального бюджета субсидий государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ в части проведения научных исследований, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, в случае отсутствия по состоянию на 1 марта текущего финансового года в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения заключений Российской академии наук, содержащих вывод о целесообразности финансирования научных тем научных исследований (разработок) за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Проект постановления содержит нормы в вступлении в силу его положений после его официального опубликования в целях их оперативного применения при исполнении федерального бюджета по расходам.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений проекта постановления носит системный характер и не оказывает влияния на достижение целей конкретных государственных программ Российской Федерации и не повлечет финансовых, социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Издание предлагаемого постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Издание проекта постановления не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.