Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(подготовлен Минфином России 07.05.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее соответственно - законопроект, финансовый уполномоченный) разработан в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2024 г. N 10-П (далее - Постановление N 10-П).
Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) регламентировано, что принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. В последнем случае рассмотрение обращения финансовым уполномоченным осуществляется за плату в размере, установленном Советом Службы финансового уполномоченного.
Законопроект предусматривает, что в случае прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ плата, взимаемая за рассмотрение обращения, внесенная лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, не возвращается, за исключением случая прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ до начала его рассмотрения финансовым уполномоченным. В указанном случае законопроектом предусмотрено возвращение платы за рассмотрение обращения в полном объеме.
В настоящее время Федеральный закон N 123-ФЗ не содержит решения вопроса возвращения или невозвращения платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, в случае прекращения рассмотрения такого обращения в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ.
Указанная ситуация приводит к несоблюдению прав гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также демонстрирует наличие пробелов в действующем законодательстве Российской Федерации в рамках рассмотрения финансовым уполномоченным обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.
Следовательно, закрепление в части 6 статьи 16 Федерального закона N 123-ФЗ точной позиции по вопросу правового регулирования порядка рассмотрения финансовым уполномоченным обращений позволит установить для лиц, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, единые условия рассмотрения обращений финансовым уполномоченным, а также исключить спорные ситуации с требованием возврата внесенной платы.
Принимая во внимание, что порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями определен Федеральным законом N 123-ФЗ в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, положение законопроекта, в соответствии с которым в случае прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ плата, взимаемая за рассмотрение обращения, внесенная лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, не возвращается, направлено на повышение мотивации граждан отказываться от уступки права требования к финансовой организации иным лицам и самостоятельно подавать обращения финансовому уполномоченному.
Предусмотренная законопроектом обязательность возврата в полном объеме платы за рассмотрение обращения, внесенной подавшим обращение лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, в случае отзыва соответствующего обращения до принятия его к рассмотрению в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 123-ФЗ исключает возможность толкования отождествление указанной платы с оплатой услуг и необходимость компенсации любых затраченных финансовым уполномоченным усилий, что не соответствует характеру публично-правовой деятельности финансового уполномоченного (абзац шестой пункта 3.1 Постановления N 10-П).
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменений в правовое регулирование, не требуется. Вместе с тем, следует отметить, что жалоба гражданки Ю.Д. Бронниковой по делу о проверке конституционности частей 4 и 5 статьи 9, части 6 статьи 16, частей 1 и 4 статьи 18, частей 1, 2 и 11 статьи 20 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" явилась поводом для вынесения Постановления N 10-П, согласно которому Конституционный Суд Российской Федерации обязал федерального законодателя урегулировать вопрос о возвращении платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация соответствующего федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых в нем решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджетам и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.